Владимир Васильев  

 

 



Анюта - Татьяна Предеина,
студент - Андрей Субботин


Вновь о спектакле "Анюта"

Сколько бы ни говорили о сложностях нашей действительности, художественная жизнь Челябинска вопреки всему остается насыщенной и достаточно разнообразной. Многоцветные афиши постоянно извещают нас об именах как очень популярных и хорошо известных артистов, приезжающих в наш город, так и малоизвестных или не известных совсем. Причем, они представляют самые различные виды искусств, стили, жанры и направления. Пожалуй, хореографическое искусство в этом плане несколько отставало. Однако в последнее время, можно сказать, "лед тронулся", и мы стали свидетелями интереснейшего художественного события.

Стоит ли представлять народного артиста России, лауреата бесчисленных конкурсов, ныне - директора Большого театра Владимира Васильева и выдающуюся балерину современности Екатерину Максимову! Эти имена горячо любимы всеми, кто хоть сколько-нибудь знаком с балетным искусством. Имя еще одного гостя, солиста Большого театра, было известно нашим зрителям меньше, но оно будет знакомо им теперь.

Причиной их приезда в Челябинск явилось первое исполнение солисткой нашего оперного театра Татьяной Предеиной роли Анюты в одноименном балете, поставленном В. Васильевым Роли, первой и восхитительной исполнительницей которой была Е. Максимова. Именно под руководством Екатерины Сергеевны осваивала Татьяна эту роль во время своей стажировки в Большом театре, буквально "приняла" ее из рук первой исполнительницы. Сам этот факт уже много значит и для молодой балерины, и для театра, и для нашего города.

"Анюта" идет в нашем театре более 10 лет. Мы уже видели две исполнительские редакции этого спектакля, на этот раз смогли познакомиться с третьей. Безусловно, присутствие мастеров придало спектаклю особую приподнятую эмоцию, но оно изменило и некоторые художественные акценты.

Во-первых, сам образ Анюты. Не берусь судить, ближе он к оригиналу или нет, но он все же иной, чем у других исполнительниц. Т. Предеина разнообразней по состояниям; у нее четче обозначены акценты, показывающие изменение внутреннего мира героини: от скорбно-лирического - в начале спектакля, до жизнерадостного, олицетворяющего принятие ею новой жизни - в конце. Сценический образ Анюты-Предеиной только складывается, но актерские и технические возможности балерины, практика работы с опытным наставником позволяют сделать этот образ очень индивидуальным, неповторимым.

Спектакль преобразило и участие Владимира Васильева в роли Петра Леонтьевича, вдохновившее не только труппу, но и весь зрительный зал. Опытнейший мастер сцены, он в полной мере продемонстрировал эмоциональное единство с участниками этого замечательного балетного действа.

Неожиданным явилось выступление Александра Петухова в роли Модеста. В нашем театре - два совершенно разных Модеста. Вспоминаются еще и прежние исполнители этой роли, также имеющие свою индивидуальность. Казалось бы, мы видели достаточно интерпретаций этого образа. Но Модест А. Петухова просто уникален. Думается, что этот персонаж уже не может восприниматься челябинскими зрителями одномерно - настолько по-разному был воплощен его образ. Однако Модест А. Петухова выделяется среди всех: артист очень точно "держит" персонаж в рамках одной парадигмы и не выходит из образа даже в тех сценах, где он остается "в тени" основного действия. По своим выразительным особенностям этот образ достаточно лаконичен. Артист ограничил его небольшим количеством пластических характеристик, но они очень точны и оставляют впечатление предельной ясности, впечатляют своей выразительностью и острой характерностью, носят ярко выраженный сатирический оттенок. Он выявляется не только в драматической пластике, но и в хореографии, где каждый его прыжок, каждое движение отражает то истинное подобострастие, что и вся нехореографическая пластика. Именно пластической цельностью и поражает его образ.

Эта художественная акция ознаменовалась не только прекрасным спектаклем, но и не менее интересным продолжением - творческой встречей именитых гостей со зрителями. Она показала, что этих артистов наша публика, устойчивая в своей памяти и своих пристрастиях, хорошо знает, помнит и любит. В свою очередь, гости ответили на все вопросы зрителей и пожелали нашему театру материального благополучия, стабильности и интересных творческих перспектив.

Практика общения со зрителем сейчас становится популярной на Западе. Бесспорно, она в определенной мере устраняет барьер, разделяющий сцену и зрительный зал, восполняет ту недосказанность, которая подчас возникает в процессе художественного представления. А уж общение с такими артистами, вне всякого сомнения, очень интересно и полезно для зрителя. Правда, наверное было бы еще интереснее, если бы встреча состоялась по поводу нового спектакля, а не редакции старого. Будем надеяться, как знать?

Татьяна ВОЛЬФОВИЧ





Содержание Windows-1251 KOI8-r ISO-8859-5 Предыдущая статья Следующая статья

Copyright © 1998 ЗАО "ИНТЕРСВЯЗЬ"
Размещено на www.chelpress.ru
По вопросам web-версии писать на webmaster@chelpress.ru
Copyright © 1998 ЗАО "АвтоГраф"
Ссылка на журнал "Автограф"
при перепечатке обязательна.