А.А. ФЕДОТОВ.
Здание Челябинской
Областной картинной
галереи
(Бывший торговый дом
братьев Яушевых)
1912-1913 гг.

Состояние духа - концы и начала

Такие времена уже были, когда все в мире достигало наивысшего напряжения, и человеческий дух трепетал в предчувствии конца света. И все-таки, такое острое ощущение времени, его бега и ускорения мы приобрели за последний век. Кануны нашего сегодняшнего мирочувствования - рубеж девятнадцатого и двадцатого веков - нашего с вами века, до конца которого - опять, снова, уже?! - осталось меньше двух лет. И как они, те, что встречали страшную жизни мглу двадцатого века, провожая жестокий девятнадцатый, так и мы, трепеща и проклиная уходящий век, принесший и открывший человечеству столько надежд, распахнувший перед нами миры космические - Вселенной и человека, разверзший страшные адовы бездны гибели - так и мы испытываем к этому неповторимому веку двадцатому и отвращение, и безумную любовь.

Работа умов по осмыслению и созданию цельного образа двадцатого столетия уже идет, и со временем все категории и образы, его определяющие, будут названы и найдены.

Сегодня мы сделаем скромную попытку взглянуть из иллюминатора мчащейся машины времени на кусочек земного пространства, где впервые с начала уходящего века начал биться общепланетарный пульс жизни.

...Конец девятнадцатого века. Бросок в будущее, первая крупная победа над пространством и временем, их преодоление - железная дорога. Свистящий гудок первого паровоза осенью 1892 г. - это ломкий голос нового столетия. Кажется странным: как это впрямую духовная жизнь может быть связана с ритмом выпускаемого пара и ритмичным стуком катящейся стали? А между тем, маленькая Челяба именно с этого времени вступает в единое со всем земным миром, со всей планетой существование. Двадцатый век в Челябинске - третье столетие в истории города - полновесный и полноценный отрезок исторической жизни. С тех пор все, что происходило, переживалось в России, имело своеобразное измерение, продолжение или опровержение в нашем городе. И странно, железные дороги, опоясавшие весь земной шар, послужили колоссальному масштабу обмена духовными энергиями между отдельными территориями планеты; духовное пространство землян сблизилось и становилось единым. Тогда, перед началом нового века, человеческая мысль устремлялась вдаль, пронзала земное пространство и летела в неведомые миры. Там, где бессильна была мысль облечь представлявшееся ей в форму, вступала в свои права интуиция, воскресавшая глубинное доисторическое чувство человека. Время, пространство - это были на рубеже ХIХ-ХХ веков не просто философские логические категории и понятия. Свет, цвет, звук с огромной скоростью проходили сквозь мир предметный и пронизывали собой человека. Сознание и чувство в поисках выражения рождали символы, в которых сплеталось реально-чувственное и несказанное. Символизм и модерн - два сросшихся духовно-пластических стилевых направления в искусстве рубежей-канунов ХIХ-ХХ вв., царствовавших каждый в своей сфере: символизм - в сфере духа, а значит,- поэзии, живописи, музыки; модерн - в реальном пространстве, а значит,- в архитектуре, монументально-декоративном искусстве, в искусстве украшать повседневную жизнь человека и самого человека, его телесно-пластические формы - костюм, обувь, прическа, ювелирные украшения.

Оглядываясь туда, в начало нашего века, мы с радостью и грустно-печально замечаем, как много общего в нашем времени, и в том, ушедшем, как много есть общего между нами и теми, кто давно ушел, но напоил своим духом творчества весь последующий век, так яростно подчас боровшийся с красотой и самим искусством - тонким благоуханным, изысканным и пряным цветком, оставленным в память о том, что они жили и творили,- поэты, художники, архитекторы, артисты, музыканты, так самозабвенно любя жизнь и искусство, отдавая жизни и искусству все совершенство своего существа, не ставя между ними границы:

Жажда совершенства пронизывала жизнь и мечту живших на тех рубежах. Они создавали совершенную среду - трудно найти на земле уголок, где стиль модерн не оставил бы после себя величественных зданий, строгих, тяжеловесных, напоминающих средневековые крепости, и ажурных, с почти прозрачными стенами, похожих на японские легкие свайные конструкции-ширмы. Жизнь природы входила в архитектуру крупного общественного здания и маленького частного особняка многообразием естественных материалов, строительных и отделочных, мягким асимметричным ритмом строящих и обволакивающих форму, напоминая то цветок, то крылья бабочки, то хвост павлина; богатые ассоциации художественные, почерпнутые в древних искусствах, мотивы и образы - все это можно обнаружить как в европейских и обеих отечественных столицах, в американских и азиатских городах, так и в глубокой российской провинции.

продолжение...






Содержание Windows-1251 KOI8-r ISO-8859-5 Предыдущая статья Следующая статья

Copyright © 1998 ЗАО "ИНТЕРСВЯЗЬ"
Размещено на www.chelpress.ru
По вопросам web-версии писать на webmaster@chelpress.ru
Copyright © 1998 ЗАО "АвтоГраф"
Ссылка на журнал "Автограф"
при перепечатке обязательна.