Эскиз декорации
к опере Дж. Верди "Аида", 1927 г.
Ташкенскйи оперный театр

 

 



Эскиз костюма Мудреца
к опере Пуччини
"Принцеса Туранодот", 1929 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила

 

 



Эскиз костюма графа
Альмавивы к опере Дж. Россини
"Севильский цирюльник", 1933 г.
бумага, гуашь, бронза

 

 


Возвращая забытое

Так мы назвали выставку работ театрального художника Петра Кондратьевича Ершова (1897-1961). Есть художники, творчество которых долгое время остается неизвестным для большинства зрителей, но со временем талант их не тускнеет, а звучит ярче. К таким художникам относится Петр Ершов, около трехсот эскизов костюмов и декораций которого хранится в челябинской областной картинной галереи.

Воспитанник Боголюбовского рисовального училища, затем саратовского Вхутемаса, он был живописцем и скульптором по образованию. В 1915 году восемнадцатилетний художник, успешно закончивший училище, уходит на фронт (он был награжден четырьмя Георгиевскими крестами). В 1920 г. Петр Ершов в Москве включается в работу над выполнением плакатов "Окон РОСТА", где обращает на себя внимание Владимира Маяковского. Дружба и сотрудничество П. Ершова с поэтом привели к тому, что Маяковский привлек его в коллектив художников, осуществлявших постановку пьесы "Мистерия Буфф".

Театр - искусство сиюминутное, и мы никогда уже не увидим спектаклей в декорациях и костюмах П. К. Ершова, но его эскизы сохранили и донесли через годы и тепло души, и творческую щедрость, и талант художника.

Как все искусство вообще, театрально-декорационное переживало различные периоды в своем развитии, менялся и творческий метод Ершова.

В послереволюционный период театр, преодолевая сложности и противоречия, искал свои пути образного осмысления новых идеалов. В 20-30-е годы на советской сцене возникает сценический конструктивизм. Он появляется как результат поисков новой революционной эстетики молодого советского театра в борьбе с украшательством, рутиной, изжившими себя формами старого театра. Он возник как стиль экономный в трудное для театра и страны время. Петр Ершов выступает в это время противником излишеств и бессмысленных расточительств на постановку. Особенно ярко проявился этот подход при создании костюмов. Воплощая свои эскизы костюмов на сцене, он полностью отказался от натуральных дорогих материалов, что определялось сюжетной линией спектакля, стремлением костюмом выделить актера, чтобы он не терялся на фоне декораций, и созданием максимальных удобств для игры актера.

Свои выразительные карандашные эскизы, выполненные итальянским или "сухим" графитным карандашом, художник умел великолепно оживлять цветными карандашами или легкими размывами акварели и гуаши.

Но Ершов, как и предшествовавшие ему мирискусники, "мечтал о возвращении к магии и волшебству прежних мастеров сцены" (А. Бенуа). Доказательством тому может служить работа художника над оперным спектаклем "Аида" Дж. Верди в ташкентском оперном театре в 1927 г. Точно и лаконично не только цветом, но и всем живописно-пластическим строем добивается он реальности иллюзорного. Мы переносимся на празднично украшенную площадь, ожидающую Радамеса с победой. А холодная гамма создает тревожную атмосферу надвигающейся личной трагедии Аиды и Радамеса.

продолжение...

 

 

 

 

 

 





Содержание Windows-1251 KOI8-r ISO-8859-5 Предыдущая статья Следующая статья

Copyright © 1998 ЗАО "ИНТЕРСВЯЗЬ"
Размещено на www.chelpress.ru
По вопросам web-версии писать на webmaster@chelpress.ru
Copyright © 1998 ЗАО "АвтоГраф"
Ссылка на журнал "Автограф"
при перепечатке обязательна.