4 журнал "АВТОГРАФ" #1 1998



Треплев - Александр Рубцов

 



Заречная - Тятьяна Скорокосова.
Треплев - Александр Рубцов


Новый взгляд на старую пьесу

Автор предлагаемой рецензии - не только не искусствовед, не специалист с дипломом. Это ребенок. Девочке одиннадцать лет, и зовут ее Дана ГАЛИЕВА. Она мыслит личностно, раскованно. Она абсолютно свободна от штампов и, разумеется, не знакома с таким жанром, как "театральная критика", в принципе.
Послушаем же, что за истина глаголет устами этого младенца - ученицы лицея № 11 и муниципальной детской театральной школы-студии.

Когда нужно смотреть спектакль? Прежде чем прочитаешь произведение, или уже потом, когда ты знаком с героями, разбираешься в мотивах их действий и характерах? Не знаю, но мне кажется, если произведение изучается в школе, под строгим взглядом педагога, следящего, чтобы мысли учащихся точно уложились в рамки школьной программы, оно тускнеет и не оставляет яркого следа в душе. А спектакль, увиденный потом, воспринимается как иллюстрация к книге, а не как самостоятельное произведение. Сначала надо увидеть, что-то для себя открыть, а потом уже спокойно прочитать и разобраться. Ведь у Марины Цветаевой навсегда осталось в памяти неизгладимое впечатление от "Евгения Онегина", когда она ребенком услышала и увидела оперу. Она так ярко описала в своей повести "Мой Пушкин", как открыла для себя новый образ "Татьяна и Онегин" - как символ любви. Было ли впечатление таким же сильным, если бы она прочитала роман в процессе изучения его в школе?

Я шла смотреть спектакль "Чайка", еще не прочитав пьесу Чехова. Просто слышала, что он работал над ней намного дольше, чем над другими пьесами, а зритель ее не принял, видимо, она с секретом. Пьеса показалась мне похожей на длинный пасьянс, который никак не сходится.

Все герои кого-нибудь страстно любят, но их чувства не совпадают.

Аркадина любит Тригорина, Полина Андреевна - Дорна, Медведенко - Машу, Маша - Треплева, Треплев - Нину Заречную, Нина - Тригорина, Тригорин - самого себя и спокойную жизнь. Ну просто комедия безответных чувств, как сосульки, повисших над пропастью жизни. А где же здесь любовный треугольник? Сплошные параллельные прямые! Правильно говорят, что "Чайка"- самая неразгаданная пьеса Чехова. Я была полна уверенности, что я-то ее разгадаю. Итак, мисс Дана Холмс, за дело!

Для начала я решила разобраться, кто же здесь чайка. Это, разумеется, самый главный герой, раз в честь него названа пьеса. Ну, это я поняла сразу. Конечно же, чайка - это сам Треплев!

По ходу действия спектакля приходили все новые доводы в пользу этой мысли, несмотря на то, что Нина уговаривала всех, что чайка - это она. Нет! Ведь это именно Треплев сделал чайку символом, он подстрелил ее, сказав, что таким же образом убьет самого себя. Нина не поняла, что означает символ чайки. Как она могла понять это, если она даже не предполагала, что рядом с ней гениальный человек. А чайка для Треплева была символом мечты. И он убивает ее, как свою мечту о любви и искусстве, видя, как провалилась его пьеса и охладела к нему любимая женщина. И сам он так похож на птицу, у которой связаны крылья, и она не может взлететь. До глубины души трогает работа актера Александра Рубцова, играющего роль Треплева. Да нет, живущего этой ролью! Его Треплев - пылкий, нервный, легкоранимый, как все яркие личности. Как его чистая, самоотверженная любовь выигрывает рядом со спокойными, гладкими чувствами Тригорина (актер Ю. Цапник), этого сытого, преуспевающего, утомленного известностью писателя, безвольного с женщинами и ситуациями. Ведь это они им руководят, а не он ими. А Треплев способен на решительные поступки, порой даже на безумства. И движения А. Рубцов нашел для своего героя, тонко рисующие этот чувствительный характер. Его голос западает в душу, а стремительные движения рук похожи на взмах крыльев птицы, готовой подняться в небо. Но крылья перетянуты крепкой веревкой, свитой из безразличия матери, равнодушия Тригорина, предательства Нины. Это трагедия непонятого гения, трагедия одиночества. Он - человек, убивший свою мечту, но не желающий жить чучелом. Я понимаю, что хотел сказать режиссер А. Ф. Кац, в финале спектакля поместив чучело чайки над мертвым телом Треплева. Когда умирает главный герой - пьеса кончается. И еще один довод, что чайка - это Треплев. Перед началом своего спектакля Треплев в ответ на реплику Аркадиной из "Гамлета" отвечает ей словами Гамлета: "И для чего ж ты поддалась пороку?.." И тем самым Чехов связывает между собой два этих персонажа. Ведь у Шекспира в его пьесе очень похожие герои: Аркадина - Гертруда, Тригорин - Клавдий, Нина - Офелия, Треплев - Гамлет. А раз та пьеса называется по имени главного героя - "Гамлет", то эта называется "Чайка", тоже в честь главного героя, т. е. Треплева. Так что чайка - это все-таки Треплев.

Но уже после спектакля, спокойно поразмыслив, я вдруг сделала для себя неожиданное открытие: а ведь в этой пьесе любой из героев может быть чайкой - только чайкой, которой не дают подняться высоко в небо обстоятельства, т. е. жить счастливой, полной жизнью. Маше не дает ее роковая неразделенная любовь к Треплеву, ставшая в жизни ее крестом,- отсюда постоянный траур по жизни; Медведенко - вечная забота о куске хлеба, Сорину - его одиночество, Тригорину - стремление к спокойной жизни, Нине - отвергнутая любовь, Аркадиной - самолюбование, ревность к чужим успехам, жажда поклонения и т. д. Актриса В. Качурина в роли Аркадиной - яркая, покоряющая своей энергией женщина. Она по своей сути очень похожа на Джулию Ламберт из произведения С. Моэма "Театр". Так же она играет в жизни различные роли: нежной матери, заботливой сестры, любящей женщины. Но внутренне она остается холодной для того, чтобы не расплескать свои чувства и сохранить их для сцены, где она и живет настоящей жизнью. Эпизод ее объяснения с Тригориным - один из самых сильных в спектакле. В порыве чувств, борясь за свое счастье, Аркадина бросается на колени, целует ему руки, по ее щекам струятся слезы. Взахлеб говорит она о его гениальности, а после, добившись своего, она, как ни в чем не бывало, встает легко с колен и говорит уже спокойным, даже будничным голосом. Овации зрительного зала после этой сцены - награда актрисе за ее игру.

продолжение...





Содержание Windows-1251 KOI8-r ISO-8859-5 Предыдущая статья Следующая статья

Copyright © 1998 ЗАО "ИНТЕРСВЯЗЬ"
Размещено на www.chelpress.ru
По вопросам web-версии писать на webmaster@chelpress.ru
Copyright © 1998 ЗАО "АвтоГраф"
Ссылка на журнал "Автограф"
при перепечатке обязательна.