Наталья и николай Ищенко


Обыкновенное чудо
(кто поддержит огонь?)

Мы сидим в удобной и очень уютной квартирке известных челябинских музыкантов Натальи и Николая Ищенко. Здесь все несет на себе отпечаток профессии и особенностей этой замечательной семьи: кабинетный рояль, инструменты, аппаратура, огромное количество аудио- и видеокассет - в общем, освоено все возможное пространство. Уголок для отдыха, где может с трудом поместиться 5-6 человек. Джина (любимая собака) и кошка Ксюша чрезвычайно довольны присутствием и хозяев, коих видят редко, и гостей...

Вчера был концерт. Наталья Петровна сказала, что не могла уснуть до трех часов утра, вновь и вновь прокручивала в голове сыгранное, соразмеряя сделанное с задуманным, переживая за то, что, по ее мнению, не получилось. Такая натура - никогда не бывает абсолютно довольна собой. А сегодня - короткая разрядка. Костя монтирует запись концерта, звук идет слабый, как бы издалека, не мешая нашему с ним разговору о Санкт-Петербургском житье-бытье, где он учится в консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; хозяйка готовит чай; Николай Прокофьевич помогает накрыть стол, чтобы ускорить возможность общения. Все движутся и говорят не спеша, как в замедленной съемке, наслаждаясь моментом отдыха и домашним теплом. Воспользуемся и мы этой разрядкой. Что же было вчера?

Концертные залы бывают разные: Разные не только по местоположению и величине, комфорту и акустике, но и по атмосфере, по направленности интереса слушателей, по эмоциональной температуре, возникающей на концерте.

6 февраля зал камерной и органной музыки на Алом поле был особенным, ибо собрал, в основном, профессиональных музыкантов (что бывает нечасто), а также тех, кто серьезно намерен посвятить себя музыке. Шел третий концерт цикла "Мастера и ученики". Авторы и участники этого проекта (как принято сейчас говорить) - Наталья и Николай Ищенко и их ученики. Концерт мастеров - кульминация этого своеобразного марафона, который был рассредоточен на несколько месяцев (ноябрь, январь, февраль, март). По признанию многих авторитетных музыкантов - Уральский дуэт, заслуженные артисты РФ Наталья и Николай Ищенко - лучший инструментальный дуэт не только в регионе, но и в России. Его имидж давно определен репертуаром, принципиально включающим эталонные образцы русской и зарубежной классики,- произведения, предполагающие высокий духовный и исполнительский заряд, каждый раз новое открытие пространства музыкальной формы и подчинение его воле, художественному чутью, высочайшему интеллекту исполнителей. Безусловный профессионализм, опирающийся на широчайший круг музыкальных явлений, безупречный вкус, благородство и сдержанность исполнительской манеры, техническое совершенство - те устойчивые черты музыкантского облика дуэта, которые неизменно притягивают слушателей. То, что они делают на сцене,- всегда плод огромной творческой и исследовательской работы с оригиналом, его переосмысление: ведь в репертуаре Натальи и Николая Ищенко почти нет произведений, предназначенных именно для баяна, тем более для дуэта баянов. В этом еще одна грань таланта - быть подлинными соавторами исполняемой музыки. То есть, досконально расшифровать замысел композитора и найти адекватные средства воплощения на инструментах, которыми они владеют в совершенстве.

Как всегда, концертная программа, представленная на суд ценителей, была точно выстроена драматургически. Сама по себе последовательность сочинений несла значительную образно-смысловую нагрузку. Своеобразный триптих начала первого отделения включал Органный концерт ля-минор А. Вивальди - И. С. Баха (первый номер) и концерт "Зима" из цикла Времена года" А. Вивальди (третий номер). Их динамике, оркестровой мощи, драматизму и живописности противопоставлены изящество и разнообразие ритмических изысков, тембровая и фактурная прозрачность, галантность светского искусства "Камерной сюиты" И. С. Баха си-минор, четыре части которой - Рондо, Бурре, Менуэт и Скерцо - ярко продемонстрировали мир бытовой музыки величайшего полифониста ХVIII века.

Своего рода "второй блок" составили сочинения композиторов-романтиков, общепризнанные вершины виртуозности, темпового предела. Каприсы Н. Паганини "Охота" и "Кампанелла" и баллада "Лесной царь" Ф. Шуберта (в транскрипции Ф. Листа) были исполнены с блеском.

За этим следовало переключение образной и стилевой сферы, связанное с исполнением контрастной национальной музыки. Это - русская народная песня "Ой, да ты, калинушка" в обработке И. А. Паницкого, исполненная задушевности и лиризма, захватывающая бескрайним дыханием и исконной русской напевностью, и страстная, обжигающая испанским темпераментом "Наварра" Н. Сарасате.

И в каждом номере - законченность, масштаб, яркость самовыражения. Оригинальный стиль, уникальная "оркестровка", только им присущее единство ансамблевого "дыхания", ровность и красота звука, интонационная выразительность, удивительная, каждый раз поражающая пластика формы: За мощью такого музыкального проявления почти не просматривается напряжение, ибо мы, сидящие в зале, неизменно находимся под влиянием сценического обаяния музыкантов, их молодости и азарта, естественности и легкости, свойственным этой исполнительской манере. Таково Мастерство, вырабатываемое годами, десятилетиями. Таков результат громадного опыта, трудолюбия, помноженных на природный талант.

Молодость - и десятилетия труда? Разве это можно соотнести? В данном случае - безусловно. Концерты "Мастера и ученики" - юбилейные, и приурочены они к 20-летию Уральского дуэта. Однако, это не только исполнительский отчет известного коллектива. Это одновременно и возможность подвести итоги многолетней педагогической работы. Да, именно педагогической, поскольку собственное выступление Наталья и Николай Ищенко рассматривают в контексте всех (четырех) концертов цикла "Мастера и ученики".

"Для нас все эти четыре концерта - не просто большой класс-концерт или отчет. Это, если хотите, своеобразная деловая игра, возможность через нее определить, то ли мы делали все эти годы, так ли мы учили своих учеников и в достаточной ли степени совершенствовались сами. Безусловно, мы предполагали, что в основном идем правильным путем, но все-таки захотелось проверить это не по отдельным академическим концертам или публичным выступлениям, а посмотреть все сразу. И, одновременно, вынести эту работу на суд своих коллег" (Николай Ищенко).

продолжение...





Содержание Windows-1251 KOI8-r ISO-8859-5 Предыдущая статья Следующая статья

Copyright © 1998 ЗАО "ИНТЕРСВЯЗЬ"
Размещено на www.chelpress.ru
По вопросам web-версии писать на webmaster@chelpress.ru
Copyright © 1998 ЗАО "АвтоГраф"
Ссылка на журнал "Автограф"
при перепечатке обязательна.