НАУМ ОРЛОВ

Платонов и другие
Неоконченная пьеса для академического театра

В рамках проекта "Театр Чехова", предполагающего постановку на сцене Челябинского академического театра драмы всех пьес великого драматурга, уже состоялись премьеры по пьесам "Безотцовщина", "Чайка" и "Дядя Ваня".

Проект стартовал постановкой Наума Орлова "Безотцовщина". "Безотцовщина" - это ранний Чехов, скорее, даже не Чехов, а Антоша Чехонте, начинающий драматург и писатель, непривычно для зрелого Чехова многословный (текст этой неоконченной юношеской драмы по объему в три раза длиннее "Иванова"), еще только ищущий свои темы и героев, свой стиль, сбиваясь то на мелодраму, то на водевиль, то на трагедию роковых страстей с попыткой самоубийства и убийством. Но гений есть гений даже в юношеском наброске, и почти все, что получит потом совершенное воплощение в поздних пьесах, есть в "Безотцовщине" (в особенности из нее вышли "Иванов", "Леший" и "Дядя Ваня").

"Безотцовщину" ставят нечасто и, как правило, под названием "Платонов" (главный герой пьесы). Одна из таких известных постановок последних лет - в театре-студии Олега Табакова. Мировую известность имеет киноверсия этой драмы, снятая в семидесятые годы Никитой Михалковым,- фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино" с Александром Калягиным и Еленой Соловей. Надо полагать, память об этой киноленте будет теперь витать над любыми новыми интерпретациями "Безотцовщины" (забавно наблюдать, как Елена Дубовицкая, играющая в челябинском спектакле Софью, пытается повторить интонации Елены Соловей).

Работа художника Татьяны Сельвинской - спектакль в спектакле, причем вполне самодостаточный. По-театральному изысканная и призрачная барская усадьба с мозаикой разноцветных витражей веранды, с плетеной летней мебелью, роялем, точной неброскостью и стильностью костюмов. В работе художника много воздуха и много памяти искусства: памяти о начале века, о Баксте, Бенуа, Добужинском, Серове, Борисове-Мусатове, Врубеле, о чарующей и душной атмосфере канувших в небытие "дворянских гнезд".

Поставить огромную пьесу целиком было невозможно. Наум Орлов предложил свой вариант инсценировки, в центре которой Платонов (Андрей Торхов), разрываемый любовью, нелюбовью и просто желанием аж четырех женщин: жены Саши (Елена Журавлева), вдовы Войницкой (Валентина Качурина), чужой жены Софьи (Елена Дубовицкая) и надоедливой девицы Грековой (Лариса Федорова). Этот Платонов готов убежать от всех четырех ("Не надо мне новой жизни! Мне старой девать некуда!") и, несмотря на финальный выстрел, герой получается скорее водевильный, чем трагический.

По-водевильному комикуют на периферии основного сюжета остальные персонажи: Трилецкий-отец (Леонард Варфоломеев) и Трилецкий-сын (Юрий Цапник), Глагольев-отец (Владимир Милосердов) и Глагольев-сын (Венчислав Хотяновский), Бугров (Владимир Чечеткин). Ансамбль спектакля вполне гармоничен, очень ровен (ни провалов, ни взлетов).

Премьера "Безотцовщины" стала своеобразным вторым рождением малой сцены академической драмы, пространства с замечательной атмосферой и редкими техническими возможностями.

"Безотцовщина" Наума Орлова была участником Чеховского международного театрального фестиваля в Москве.

Владимир СПЕШКОВ





Содержание Windows-1251 KOI8-r ISO-8859-5 Предыдущая статья Следующая статья

Copyright © 1998 ЗАО "ИНТЕРСВЯЗЬ"
Размещено на www.chelpress.ru
По вопросам web-версии писать на webmaster@chelpress.ru
Copyright © 1998 ЗАО "АвтоГраф"
Ссылка на журнал "Автограф"
при перепечатке обязательна.