Борис Мильграмм

 



Лия - Инна Чурикова


"ОВЕЧИЙ" ИСТОЧНИК
диалоги с создателями спектаклея

Гастрольный показ в Челябинске спектакля "Овечка", поставленного в московской антрепризе,- одно из самых ярких событий нынешнего театрального сезона. В основе спектакля - пьеса Надежды Птушкиной, чьи произведения сегодня все более завоевывают театральные площадки страны. Назвать пьесу необычной - значит ничего о ней не сказать. Такое сочетание безудержной эротики с величием и торжественностью происходящего можно найти разве что в Ветхом завете. Книга Бытия и подарила пьесе ее сюжет, историю Иакова, одного из праотцов, родоначальника народа израильского, возлюбленной его Рахили и сестры ее Лии. А Книга Песни Песней Соломона помогла окрасить судьбу Рахили - Овечки - в трагические тона: "Отперла я возлюбленному своему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало..."

В спектакле, поставленном Борисом Мильграмом, вдохновенная поэтика пьесы оживает во всей своей силе. Режиссер заставляет нас самозабвенно и напряженно, затаив дыхание, следить за героями на их многотрудном жизненном пути. Вот беззаботное, юношеское озорство Иакова и Рахили, еще не знающих, кем они приходятся друг другу. Вот вкрадчивая, завораживающая властность Лии, похищающей у сестры ее возлюбленного, и его стоическое смирение перед случившимся. И, наконец, полное прозрачной грусти обретение влюбленными друг друга. Экзерсисы у балетного станка, ликование под струями водяного ливня, любовные перипетии, прикованные к брачному шатру. И последние откровения в повседневном, обыденном антураже, напрямую сопрягающем мифологическое прошлое с настоящим. Но всегда - на распахнутых просторах сцены, пересеченной уводящим в бесконечность полотном дороги. Всегда сохраняя атмосферу священнодействия, заставляя в очередной раз вспомнить Василия Васильевича Розанова, чье противопоставление Ветхо- и Новозаветного отношения к полу, физической связи между мужчиной и женщиной так и не вошло в плоть нашей культуры. До сих пор не находили достойных отзвуков его мысли о неудержимости рождения как исполнении всемогущей воли, о бессмертии человека, продолжающего жить в потомках, а значит, о святости совокупления. Именно ощущением таинства, святости происходящего между мужчиной и женщиной и пронизан спектакль, работа каждого из занятых в нем актеров.

Сегодня у спектакля два исполнителя роли Иакова. Говорит постановщик спектакля Борис Мильграм:

- Замысел придуман мною для балетного артиста. И я нашел Гедеминаса Таранду. Это его первая драматическая роль, и с ней он безумно хорошо справился. Но Гедеминас очень занят. Периодически он со своим Имперским русским балетом на несколько месяцев уезжает. И вот в какой-то момент появилась необходимость ввести другого исполнителя. Сначала мне представлялось это совершенно невозможным. Потом из всех, всех, всех я вычислил Сережу Виноградова. Фактически, сегодня его дебют. В Москве, за несколько дней до отъезда в Челябинск, он очень успешно сыграл один спектакль. Герой Гедеминаса - лукавый, одаренный крестьянским умом хуторской парень, трогательный, добрый, красивый. Сережа вносит другое. Его персонаж не может быть деревенским парнем. Это совершенно другой тип, другой Иаков. Сережа более тяготеет к трагической истории.

Актера Сергея Виноградова челябинская публика узнала совсем недавно по роли Соланж в знаменитых "Служанках" Р. Виктюка. А благодаря телеверсии спектакля, мы могли увидеть и другую, уникальную по совершенству работу актера в этом спектакле. Его Мадам. Кстати, за эту роль Виноградов на одном из международных театральных фестивалей получил приз за лучшее исполнение женской роли, словно подтвердив древнейшее театральное открытие: абстракцию женственности, самую суть женственности на сцене полнее всего дано воплотить именно мужчине. В "Овечке" Виноградов в окружении двух партнерш-актрис - феноменальной, всеми любимой, многоопытной Инны Чуриковой и начинающей, но покорившей буквально всех чистотой, легкостью, озорством и вместе с тем глубинным драматизмом Ирины Максимкиной. А его герой, Иаков,- в роковой зависимости от двух женщин, их притязаний, чувств к нему, своих чувств к ним. В поступках Иакова, с точки зрения логики повседневной жизни, много необъяснимого, вызывающего недоумение, даже протест. Но что-то в спектакле подсказывает: протест этот не совсем правомерен. Об этом мой первый вопрос актеру:

- Ваш герой не властен над собой. В спектакле он объект чужой, женской воли, подчиняется ей. Психология такого мужчины вам знакома, близка, понятна?

    - Да, это есть в пьесе. И режиссер постоянно об этом говорил. Основная карта разыграна женщинами. Но тут нет проявления слабости Иакова, отсутствия мужских твердых качеств. Во всяком случае, я так вижу. Дело в том, что многие персонажи Библии текут по воле провидения, по воле знамений, которые они получают. Можно оценивать Иакова как живого человека, лживого, который хитростью, обманув брата, получил благословение и таким образом стал корнем и основой великого народа. Но ведь он стал корнем и основой великого народа. И как знать, что бы случилось, получи благословение Исав, а не Иаков. К этому вопросу с точки зрения простой человеческой морали подходить очень сложно. У морали божественной свои законы и своя справедливость. И она выше, чем справедливость земная. Можно оценивать историю, произошедшую с Иаковом, Лией и Рахилью, как некое возмездие за предыдущее предательство. А можно воспринимать иначе. Лия осталась с ним. У них появились дети. Это была целая ветвь. Она важна с точки зрения истории. И с этой точки зрения Иаков не беспомощный, не пассивный человек. Просто он очень хорошо знает, что необходимо через все это пройти. В этом его миссия. Только и всего. Не оступиться, не заплакать, не заистерить. На самом деле это очень мужская позиция. Если помните, Иаков прожил сто сорок лет, а Рахиль не больше сорока. Это колоссальные цифры, которые не лезут в голову. Он две трети жизни прожил без нее. Об этом можно бесконечно говорить.
- Вы работаете в спектакле, изначально задуманном для другого исполнителя.
    - В "Овечке" я в самом начале пути. Задачи, которые ставились Гедеминасу и мне,- совершенно разные. Мильграм имел эту цель: сделать два разных спектакля. Неизвестно, какой лучше. Они разные. Гедеминас идет от балета к драме, я - от драмы к балету.

продолжение...





Содержание Windows-1251 KOI8-r ISO-8859-5 Предыдущая статья Следующая статья

Copyright © 1998 ЗАО "ИНТЕРСВЯЗЬ"
Размещено на www.chelpress.ru
По вопросам web-версии писать на webmaster@chelpress.ru
Copyright © 1998 ЗАО "АвтоГраф"
Ссылка на журнал "Автограф"
при перепечатке обязательна.