20-10-2005


Между кухней и космосом

Покинув Магнитогорский театр драмы, Сайдо Курбанов стал снимать программы для Первого канала

Олеся ГОРЮК

Москва-Челябинск

С Сайдо мы встретились рано утром на Пушкинской площади. В первый же день своего пребывания в столице я набрала московский телефон квартиры, где теперь живет актерская пара Сайдо Курбанов - Фарида Муминова. Их имена знакомы каждому жителю Магнитки, а челябинские театралы старались не пропустить ни одного гастрольного спектакля с их участием. И вот они уехали в Москву - сначала Сайдо, а затем и Фарида. Как сложилась столичная судьба звезд Магнитогорского театра имени Пушкина? Хотелось прийти к ним в гости и поговорить обо всем за чашечкой чая. Но Сайдо возвращался домой поздно, в десять вечера, и встреча всякий раз откладывалась. Наконец мы договорились увидеться с ним до работы, и получился разговор на бегу, вполне соответствующий темпам московской жизни.

Готовить? Никогда в жизни!

- Сейчас я работаю в двух компаниях, - начал свой рассказ Сайдо. - Объединение "Живые новости" делает передачи для Первого канала. Кинокомпания "Дикси ТВ" снимает игровое и документальное кино для трех телеканалов - Первого, "России" и НТВ. В "Живых новостях" я занимаюсь кулинарным проектом, который называется "Охотники за рецептами". Ведущие - Любовь Полищук и ее муж Сергей Цыгаль. Сережа - мой приятель с 1978 года, но на этой программе мы встретились случайно. Программа предполагает поездки по всему миру, изучение национальных рецептов и приготовление по ним тут же, в кадре, какого-нибудь хавчика. Сейчас я бегу монтировать программу, которую мы снимали в Коктебеле.

- Телезрителям будет, наверное, нелегко достать все требуемые продукты.

- Я сужу по своей жене. Она любит смотреть такие программы и записывает рецепты, но готовит из своего прежнего арсенала. И потом, сейчас же в магазинах все есть. Хотя не думаю, что эта программа будет иметь прикладное значение. Мы, например, делали вино. Вряд ли кто-то этим займется после передачи. Просто мы нашли в Коктебеле дядьку, у которого были очень красивые приспособления для виноделия.

- А сами вы не пристраститесь к готовке, охотясь за рецептами?

- Никогда в жизни. Я, конечно, умею готовить, но зачем же тогда было жениться? Хотя я человек вроде восточный, а на Востоке по праздникам еду готовит мужчина.

Начал с "Розыгрыша"

- Как вы устроились в Москве?

- В какой-то момент я понял, что в театре уже не совсем нужен, и решил не дожидаться, пока мне намекнут, чтобы уходил. Замечательный журналист Владимир Мозговой, долгое время работавший в Магнитогорске, по глупости, конечно, сказал: приезжай, будешь жить у меня и устроишься как-нибудь. Сам он снимает в Москве квартиру. Я приехал и у него на голове просидел три месяца. А потом, когда московские хозяева подняли Володе квартплату, он съехал, а я к этому времени стал зарабатывать деньги. Договорился с хозяйкой и живу теперь в этой небольшой двухкомнатной квартире в очень удобном для меня месте.

- Как вы попали на Первый канал?

- В тот момент, когда у меня оставалось денег на веревку и на мыло, я зашел к своему приятелю драматургу Евгению Козловскому, по сценариям которого снял три фильма. Мы с ним сидели и болтали. Потом он позвонил по своим делам и в конце разговора спросил собеседника: "Слушай, а тебе режиссер не нужен?" Оказалось, это был продюсер. Мы с ним связались, я принес ему свои фильмы, которых (кассет) из семи у меня осталось только два. Он взял кассеты и позвонил мне на следующий день.

Начинал я с программы "Розыгрыш". Когда первый раз приступил к съемке и увидел перед собой 11 мониторов, слегка оробел. Потом понял, что нужно выбирать несколько основных камер и смотреть в них, а остальные нужны для общих планов. Кроме несчастного, который ничего не подозревал, у всех на съемочной площадке в ухе была таблеточка, и они меня слышали. А я рулил ими очень шустро, иногда с ненормативной лексикой. Директор сказал: "Ну, старик, ты молодец! Наконец-то профессионал у нас появился!" Я подумал: ни фига себе! Я ведь двести тысяч лет кино не снимал. Кто же у них там работает, если я профессионал? Мне сразу положили приличный оклад вне зависимости от того, работаю я или нет, и плюс к этому гонорар за съемки.

"Они такие же, как мы"

- "Розыгрыш" закрыли, потому что исчерпан запас сценариев. Сейчас идет период их накопления. Да и персонажей сложно набрать. Например, мы делаем Сати Казанову. Я ее не знал никогда, но вы, молодые, знаете. В салоне красоты все приготовлено, камеры стоят, привезен итальянец. А Сати звонит в салон и говорит: сегодня я никак не могу. Срывается съемка, мы извиняемся перед итальянцами, деньги затрачены впустую. И такие случаи были довольно часто.

- "Розыгрыш" - это ваш первый опыт общения с миром шоу-бизнеса?

- В свое время я встречался с очень известными людьми в кино. С попсой не был знаком никогда, но в жизни они нормальные люди, ничего страшного. То, что пишет желтая пресса, в 90 процентах случаев - вранье. Они такие же, как мы, только у них больше денег.

- Насколько я знаю, "Розыгрышу" в последнее время приходилось нелегко. Несколько разыгранных известных людей пытались подать в суд на создателей программы.

- Есть одно железное условие. Когда человек узнает, что был разыгран, он может запретить показывать сюжет в эфире. Так произошло, например, с Апексимовой. А когда мы разыгрывали Гошу Куценко, сами поняли, что в эфир это давать нельзя. Гоша предстает там не совсем таким, каким мы его знаем по фильмам. Любой бы на его месте повел себя так. Если тебе нож к горлу приставляют - ты последнюю рубашку отдашь. Мы посоветовались с Куценко и он согласился, что этот розыгрыш показывать не нужно. Мы разыграли его потом по-другому - якобы он стрелой в задницу попал тетке. Гоша, когда узнал, очень смеялся, потом сказал: "Сволочи! Я думал, если один раз разыграли, то больше никогда этого не будет!" Этот сюжет он разрешил дать, потому что спасал эту тетку, тащил на себе.

- Вы сами разыгрывали кого-нибудь в жизни?

- Может быть, очень коротенькие розыгрыши типа первоапрельских шуток, а так, чтобы безумно любил разыгрывать, как Никита Богословский, - нет. Тот был просто мастером розыгрыша. Но иногда у него были очень злые шутки. Например, он прилепил пластилин - это в те годы! - и пятаком сделал печать. Человек приходит домой - у него квартира опечатана. И чтобы спрятаться, исчезает на два месяца из Москвы.

Чтобы помнили

- В компании "Дикси" я снимаю фильмы-катастрофы по реальным событиям. Крушения подводных лодок и аварии в космосе.

Я, например, ничего не знал о космической катастрофе 1976 года. Авария произошла не в космосе, а на земле. Кораблю не удалась стыковка, и последовала команда вернуться. Космонавты улетали при плюс шестнадцати градусах, а приземлились, точнее, приводнились, при минус 22. Раскаленный корабль упал в одно из казахстанских соленых озер и поднял такое облако пара, что ничего не было видно. Система дала сбой, вышел запасной парашют, корабль перевернуло, и люк оказался в воде. 11 часов космонавты продержались на аппарате регенерации воздуха, рассчитанном на шесть часов экономного режима.

- Вам удалось с ними встретиться?

- Да, причем один из них в нормальном состоянии, а другой наполовину парализован, с трудом разговаривает. Мы, конечно, с ним беседовали в щадящем режиме. Поговорили в основном с женой и теми, кто спасал. В ноябре-декабре будем делать реконструкцию событий.

- Какова сверхзадача этого проекта?

- Рассказать о космонавтах - мужественнейших людях. О спасателях, которых наказывали за то, что они действовали с нарушением инструкций. Если бы космонавты погибли - спасателям не было бы ничего. Никто никогда об этом не рассказывал, и мы должны восстановить справедливость.

В своей среде

- Вам довелось работать актером в театре, режиссером в кино и на телевидении. В какой среде вы чувствуете себя наиболее комфортно?

- В той среде, где я нахожусь сейчас. Сам процесс съемок занимает не очень много времени. Больше всего на свете я люблю монтировать. В Коктебеле мы сняли за пять дней кучу материала, теперь я сижу и радостно с ним разбираюсь. При этом чувствую себя абсолютно в своем деле. Какой я актер - Бог его знает, все равно я на сцене всегда понимал, что занимаюсь не совсем тем, к чему предназначен. Хотя я очень благодарен театру и Магнитогорску за то, что они приняли нас под свое крыло в труднейшие времена.

Я радостно иду на работу утром и радостно возвращаюсь домой к жене, которая пока ничего не делает, но, я надеюсь, скоро найдет работу по душе.

- Возможно ли, чтобы такая актриса не приглянулась ни одному московскому режиссеру?

- Для этого нужно, по крайней мере, появиться где-то. Она же сидит дома и, пока я не возьму ее за руку, сама никуда не пойдет. Фарида считает себя артисткой средней, у нее почему-то мандраж перед московскими театрами, она думает, что горшки там обжигают боги. Хотя на самом деле халтуры в Москве море. Три раза я смотрел здесь спектакли, это было так себе, ничего, но не более того. По сравнению с теми спектаклями, в которых мы участвовали, это даже несерьезно, я вам честно скажу. У нас все-таки театр, во всяком случае, при Ахадове, был очень мощный.

- Чем сейчас занимается Валерий Ахадов, также переехавший из Магнитогорска в Москву?

- Он будет делать восемь серий "Бесов" по Достоевскому. Очень серьезный проект, мы с ним по этому поводу встречались, советовались насчет подбора актеров. "Бесы" - произведение с огромным количеством персонажей, и сложно найти равнозначных исполнителей на все роли. Я был у Валеры на премьере фильма "Парниковый эффект", который послали в Канаду, потом в Бельгию, потом куда-то еще. Очень хорошее кино. Я вздохнул с облегчением, потому что сериал "Свободная женщина" в Валерином исполнении меня не то что разочаровал, но: А что делать? Надо было заработать денег на квартиру. Вот снял сериал, заработал, слава богу. Если бы можно было поставить в титрах псевдоним, он бы, наверное, поставил.

- Возможно ли творчество в работе на телевидении?

- Я вам так скажу, что на базе коммерции творчество всегда возможно. Там, где я работаю, нет потогонной системы. Я не ограничен сейчас во времени, мне никто не приказывает, чтобы до завтра все было готово.

Хотя человек, зажатый в угол, делает иногда хорошие вещи. Однажды мне довелось за шесть дней написать хороший сценарий, на который никто потом не снял фильм, потому что этот сценарий выкупил банк и куда его дел - совершенно непонятно.

- Что бы вы пожелали Магнитогорскому драматическому театру?

- Не забывать старый добрый русский театр, но и не бояться экспериментировать. Делать хорошие спектакли и получать хорошие роли.

Сайдо Курбанов режиссер театра и кино, актер театра и кино. Родился в кишлаке Калай-Лабе Таджикской ССР. С 1965 года работал на киностудии "Таджик-фильм". В 1969-1975 годах учился и закончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерские Игоря Таланкина, Ефима Дзигана). Режиссерский дебют в кино - "Золотая стрела" (приз Всесоюзного фестиваля спортивных фильмов во Фрунзе "За лучший режиссерский дебют"). Снял семь художественных и 12 документальных фильмов: телесериал "Джура - охотник из Мин-Архара", "Взгляд", "Квартира", "Четыре листа фанеры" (1991 год, независимая студия "Украина").

Из актерских работ (всего 35 ролей): Ашур ("Осада", приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале Средней Азии и Казахстана), дервиш ("Хромой дервиш", приз министерства культуры Венгрии), Багдадский вор ("Гляди веселей"), капитан Курбанов ("Дополнительный прибывает на второй путь"), Юсуф ("Квартира"), Обидов ("Ты иногда вспоминай"). Снимался в фильме "Личная жизнь королевы" режиссера В. Ахадова, телефильме "Спецназ" (режиссер А. Малюков). С 1991 года - актер и режиссер в Магнитогорском драматическом театре. Лучшие роли сыграл в спектаклях, поставленных Валерием Ахадовым. С 2004 года живет и работает в Москве.


Поиск В начало
Размещено на сервере www.chelpress.ru
webmaster@chelpress.ru