24-05-2004

Новый скандал в Госдуме

Причиной стал законопроект "О референдуме"

Внесение в Государственную Думу президентского законопроекта "О референдуме", можно сказать, стало скандалом. Депутаты нашли в нем нарушения Конституции, а в процедуре внесения проекта - нормы, не соответствующие регламенту Думы.

В четверг Совет Думы принял решение в ускоренном режиме отправить текст законопроекта "О референдуме" на рассылку. Обычно так и бывает: после поступления законопроекта в секретариат спикера Бориса Грызлова текст отправляют на Совет Думы, который определяет срок, до которого будет вестись рассылка текста депутатам, а также дату рассмотрения его на пленарном заседании. Однако вопреки обычному режиму, когда на изучение текста депутатам дается месяц, законопроект "О референдуме" отправлен в рассылку только на неделю. "На Совете было решено дать неделю для представления замечаний к президентскому законопроекту", - объявил после заседания спикер Грызлов. Вышедший вслед за ним Владимир Плигин (глава профильного комитета по конституционному законодательству, фракция "Единая Россия") не исключил, что комитет рассмотрит проект на заседании 27 мая. "Текст законопроекта достаточно большой, в нем около 265 страниц, но при этом принципиально меняющих подход норм незначительное количество, большинство положений законопроекта посвящено технологии проведения референдумов", - пояснил Плигин.

Следовательно, после заседания 27 мая рассмотреть и уже принять в первом чтении этот закон депутаты смогут на пленарном заседании 28 мая.

Вообще, ту часть депутатов, что не входит в пропрезидентские фракции, внесенный законопроект и сама процедура его попадания в Думу возмущают. Независимый депутат Сергей Попов признался, что при внесении документа в Думу регламент парламента был нарушен настолько сильно, что может поставить под сомнение будущее законопроекта. По словам Попова (он, кстати, является членом профильного комитета), законопроект может быть внесен в Думу только при наличии финансово-экономического обоснования от автора законопроектной инициативы. В пакете, пришедшем в Думу, никакого обоснования действительно нет. Проект сопровождает только заключение правительства за подписью Александра Жукова, где говорится, что, если референдум будет проводиться в 2005 году, потребуется 2800 млн рублей.

Однако заключение не может служить финансово-экономическим обоснованием. Был нарушен пункт "г" статьи 105 регламента Думы. Другая статья, 108-я, прописывает, что в этом случае законопроект должен быть возвращен туда, откуда вносился.

Тем не менее стоит сказать, что законопроект немаленький - 92 статьи на 265 страницах. Новая версия, регламентирующая волеизъявление граждан серьезно отличается от действующей пока редакции, оставшейся от ельцинской эпохи.

В чем же заключаются изменения? До сих пор 100 граждан могли подать заявку в избирком региона, в котором они проживают, получить регистрацию и начать собирать 2 млн подписей согласных на проведение референдума. Собранные в течение трех месяцев автографы сдавались в ЦИК. При отсутствии нареканий с точки зрения законности и процедуры сбора подписей, а также сути поставленных на референдум вопросов, путь к волеизъявлению объявлялся открытым.

В новый же проект закона внесены серьезные дополнения. Во-первых, нельзя будет требовать отставки или, наоборот, пожизненного правления для действующего президента, депутатов, чиновников. Изменилась и процедура выхода на референдум. Теперь для его организации сначала нужно создать региональную инициативную группу из ста местных жителей в не менее чем 45 субъектах Федерации, нотариально заверить каждую из подписей и лишь затем подать заявку на регистрацию. После того как везде местные избиркомы зарегистрируют каждую группу, последние должны объединиться в большую инициативную группу и подать заявку уже в Центризбирком. На все про все - два месяца. Только после этого можно приступать к сбору подписей. Тех самых 2 миллионов. На эту процедуру дается аж 45 дней.

Причем, как можно догадаться, список регламентаций, "упорядочивающих" процедуры, связанные с проведением референдума, можно продолжать еще долго - не даром законопроект представляет собой увесистый том.

Независимый депутат Виктор Похмелкин считает, что новый закон - ширма для проведения непопулярной социальной реформы. Законопроекты по снижению бюджетных обязательств повалят на Думу валом, ведь это их до выборов президента тормознули, и они все это время копились. Зампред КПРФ, депутат Иван Мельников со своей стороны связывает спешку с проведением ужесточенного закона о референдуме с формальным окончанием президентских выборов. Как только Центризбирком опубликует финансовый отчет по выборам президента, закончится действие запрета на референдум в последний год перед федеральными выборами. Коммунисты уже ждут старта для возобновления своей инициативы с четырьмя вопросами - о запрете купли-продажи земли, об оплате ЖКХ суммой, составляющей не более 10% от дохода семьи, о зарплате не менее прожиточного минимума и возврате в госсобственность недр, лесов, водоемов, предприятий ТЭК, железных дорог, оборонки и металлургии.

Иное мнение высказал "единоросс" Вячеслав Володин, который одобряет проведение закона о референдуме. В нем, отметил Володин, по сравнению с действующим законодательством, более подробно определены процедуры организации и проведения референдума - сбора подписей, агитации, финансового обеспечения, подсчета голосов, установления итогов референдума - то есть тех вопросов, которые на сегодняшний день размыты в отдельных законах. По мнению вице-спикера, в целом базовые требования к инициированию референдума "остались прежними". Однако изменились требования к региональной составляющей сбора подписей.

В целом, для организации референдума необходимо желание действительно очень большого числа граждан и серьезная организационная работа инициативной группы, но и это совершенно оправдано, считают в пропрезидентском большинстве Госдумы. Ведь стоимость проведения референдума как минимум 2,8 млрд рублей.

Алина ЖУКОВА


Поиск В начало
Размещено на сервере www.chelpress.ru
webmaster@chelpress.ru