24-05-2004

ПРОВИНЦИЯ НЕ БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ПОЛИТИКУ?

Мы меняем закон о выборах?

Давно прошли сведения о том, что после президентских выборов пройдут изменения в избирательный закон государства. И вот наконец-то стало все известно.

Администрация президента на следующих парламентских выборах намерена окончательно отодвинуть региональные элиты от политических процессов в стране, а партии получат от ворот поворот и будут отправлены в регионы.

ЦИК объявил, что готовит серьезные поправки в избирательное законодательство. По словам Александра Вешнякова, речь идет о том, чтобы все 450 депутатов Госдумы избирались по пропорциональной системе. Зачем менять правила игры, которые Кремль вроде бы и так устраивают?

Скорее всего, не отменят полностью выборы по одномандатным округам, их оставят, но право выдвижения кандидатов по одномандатным округам будет предоставлено только политическим партиям. То есть мажоритарное представительство по 225 округам останется. Но если раньше кандидат мог быть выдвинут избирателями или за ним стояли группы влияния местной элиты, то теперь может получиться так, что право выдвигать кандидатов по одномандатным округам получат только элиты партийные, то есть московские. В ходе принятия закона будет понятно, партия выдвигает своего члена или поддерживает беспартийного попутчика.

К чему это может привести? По крайней мере, большинству чиновников придется вступать в партии хотя бы из соображений лояльности.

Что же касается возможного смысла поправок, скорее всего сохранится двойная суть Думы: выборы происходят по 225 одномандатным округам и партийным спискам. Но резко увеличивается влиятельность политических партий.

Если поправки будут приняты, партии вынуждены будут оторваться от теплых кресел в Москве и двинуться в регионы - создавать там партийные центры. Это положительная сторона идеи. Отрицательная состоит в том, что губернаторы в результате этого еще дальше отодвигаются от политического процесса.

Конечно, это сузит поле для политического маневра региональных элит и расширит поле для политических партий и Кремля: понятно, что центральные комитеты партий находятся в центре и кормятся во многом за счет Кремля. Поле деятельности для кремлевских стратегов расширяется, правила игры облегчаются.

Кроме всего прочего увеличивается размер проходных баллов до 7%, что значительно упрощает жизнь для администрации. Понятно, что при таком политическом раскладе не более четырех-пяти партий будут проходить в Думу. Работать придется по пяти-семи базовым каналам, на которые растекается общественное мнение: центристское или конформистское большинство, которое надо сохранить, левый фланг, который опять надо будет также раскалывать, националистическая группа и либеральный фланг. В идеальном для Кремля варианте либеральная группа набирает около 7%, националисты претендуют на 10-15%, левая оппозиция раскалывается на две-три партии, из которых проходит всего одна. И еще остается послушный центр. Это очень удобно для начальства: набрать 7% без допуска на телевидение трудно, а ключ от эфира висит в Кремле.

КОММЕНТАРИЙ "ЛИДЕРА":

Вы представляете, чем это грозит? Все очень серьезно меняется по той простой причине, что при принятии этого закона шансы выхода в парламент вне партийных списков серьезно сокращаются, а помните, у нас уже была однопартийность?

Егор КОРОЛЕВ


Поиск В начало
Размещено на сервере www.chelpress.ru
webmaster@chelpress.ru