24-05-2004

РЕЦЕНЗИЯ НЕВОЗМОЖНА

Новая книга молодой уральской поэтессы не поддается никакому анализу

Наталья Деревягина. Забытая нежность. - Челябинск, 2004, 64 с.

Бывают книги, - о которых вроде бы и писать нечего, но, тем не менее, пишется легко, быстро и необязательно. И бывают другие, к которым, безусловно, относится и дебютный сборник стихотворений Натальи Деревягиной. Первая книга была издана три года назад, но без ISBN, стало быть являлась только рукописью.

Почему трудно писать рецензию? Потому что книга - сложная, в каком-то смысле - разнонаправленная. Скорость авторских метаморфоз на относительно небольшом (60 страниц формата А6) бумажном пространстве порою зашкаливает - и отсюда следует определенная разбалансированность поэтической структуры, ощущение подростковой ломки голоса. То фальцет -

"А вы не заметили, Вы ушли,

Какое вам было дело,

что вы мне сердце огнем зажгли

и кровь к нему прикипела...",

или:

"Ты уедешь в Екатеринбург,

Братск, к другому черту на кулички...",

то баритон -

"...и сердце жжет мне сухое дно,

и горло - сухое слово"

или:

"...меж ребер (как бы между строк)

сердце спотыкается от боли".

И первые и вторые цитаты, кстати, взяты из одних и тех же стихов.

Проблема в восприятии подобных стихов - метафизическая несоразмерность отдельных их частей: порой это обыденщина, доведенная автором до банального сентиментализма, на уровне штампованного мышления читателя:

"я люблю засыпать на твоем угловатом плече,

убегая от нежности странных, жестоких богов...",

порой - несубъективные открытия, сделанные даже не автором, а самой логикой текста:

"Дополняешь собой список ею любимых мужчин

новым крупным рубцом, черным маркером по бумаге (...)

и смеется, увидев кривую улыбку твою.

И отчаянно врет. Безнадежно тебя понимая",

или:

"спарились - выжили, смерти проспорили

яблоко светлое славное спелое

перекатилось в другие реалии

наркозависимыми коридорами".

Рецензия на сборник Деревягиной в газетном формате трудно осуществима еще и потому, что стихи, включенные в него, основаны на нюансах и зонах скрытого смысла. Книга, в принципе, буквально соткана из них: это и интернет-перекличка с сетевыми поэтами Михаилом Придворовым, Асей Анистратенко, Валери, это и цитаты из малоизвестных поэтов, обыгрываемые со смыслами, известными только автору и его ближнему кругу:

"Слезы мои ничего обо мне не скажут

(можно подумать, что кто-то их стал бы слушать!),

я не умею плакать (какая лажа!),

Я не с тобой отмечу (не будет хуже)...".

"Забытую нежность" предваряет цитата из некогда нашумевшей челябинской (а ныне - американской?) поэтессы Ирины Кадиковой, в конце прошлого века активно продвигаемой Виталием Кальпиди в российском литературном шоу-бизнесе: "Научи меня нежности - это все, чему я еще могу научиться. / Тяжело сознавать, но мужчина нежнее женщины. / Тяжело сознавать, но приходится с этим мириться..." (И.К.). Стоит заметить, что Ирина Кадикова (или, все-таки, ВК?), подобно Чернышевскому с Владимиром Ульяновым, перепахала не одного челябинского поэта/поэтессу. Многие из нас подхватили эту цинично-отстраненную, и одновременно эротическую, интонацию. Впрочем, многие заблудились в чужом голосе, не обретя своего, и либо замолчали, либо продолжают теребить одну и ту же струну - отчего про них уже почти забыли. Стоит ли прислушаться к моим опасениям Наталье? Наверное, нет. Скорее всего, через чужие голоса необходимо проходить насквозь - особенно, если у поэта наличествует своя, эмоционально мощная, составляющая, которая, собственно, - в адекватном мире - и связует стихи:

"Так тонко изыскано больно, как ветер в груди.

Так рвется нечаянным словом последняя песня.

Так городу мокрому в траурной осени тесно.

Так иглы, царапая душу, читают CD (... )

уткнувшись лицом в перекресток сплетенных локтей,

у темной стены под порогом сидит безысходность",

"Мне собрать бы в мешок аромат твоей нежной кожи

завязать узелком и на шее тихонько грея,

иногда открывать, задыхаясь от дрожи...

только будь со мной строже,

Я грязной зимой болею..."

Прибавить к этому нечего.

Натан ХЛЕБНИК


Поиск В начало
Размещено на сервере www.chelpress.ru
webmaster@chelpress.ru