24-05-2004

Академическая муза

Преподаватели академии культуры "играют в классиков". И у них получается

Издательство Челябинской госакадемии культуры и искусств по инициативе ректора вуза Владимира Рушанина начало выпускать серию книг "Академическая муза". Серия призвана знакомить читателя с творчеством преподавателей, сотрудников и студентов академии.

Младшая сестра Клио, Терпсихоры, Мельпомены и проч. уже с рождения показала себя ребенком поистине академическим: первые три книги, вышедшие в серии, можно назвать явлением. Это сборники стихотворений преподавателей кафедры режиссуры театральных представлений и праздников, трех ярчайших поэтов города - книги Николая Шилова "Поросенок, который был собакой", Сергея Борисова "Светотень" и Нины Ягодинцевой "Тихие имена". Сборники включают лучшие стихотворения из предыдущих книг поэтов, а также их новые вещи.

Поэты из разных поколений, разные по характеру письма, можно было бы сказать, по направлениям, если бы каждый из них сам не был направлением. Но есть и нечто общее для их работ - очень тонкое чувство слова, приверженность (или верность?) классической форме, умение вместить в эти строгие рамки новое, присущее только данному автору, наполнение.

Рядом с Николаем Шиловым в современной детской литературе, мне кажется, поставить некого. Да и классики смотрятся выгодней, может быть, только вследствие обжитости своих книг многими поколениями детей и родителей. Стихотворения Николая Петровича могли бы стать украшением любой детской хрестоматии:

Мой знакомый

Мальчик Витя

Сделал множество

Открытий.

В понедельник

После школы

Он открыл

Бутылку "Колы".

А вчера открыл

Буфет,

Чтоб добраться

До конфет...

А еще он

Открывал

Двери,

Форточку,

Журнал.

Лишь учебник

И тетрадь

Не хотел он

Открывать.

("Открытия")

Музу Сергея Борисова нельзя не назвать суровой - но и прекрасной. Закончив в свое время ЧПИ и долгие годы проработав в соответствующей сфере, он, тем не менее, всегда оставался верен своему призванию. На его счету - пять книг переводов грузинских поэтов, шесть (а теперь уже - семь) книг собственных стихотворений. Путь поэта в нашем непоэтическом мире - одна из основных тем его творчества:

Накажи меня, Господи, правом

На прямом говорить языке.

И, коснея на опыте здравом,

Не гадать по лукавой руке.

Естеством, как налогом подушным,

Я измаян теперь без вины.

Мне дозволено быть простодушным

На пороге несрочной весны.

Я и малой не болен угодой

Во пришествие чаянных дней.

Накажи меня, Боже, свободой

От блаженной неволи моей.

Поэтическая вселенная Нины Ягодинцевой - неповторимый и щемяще знакомый мир, из которого ты однажды ушел и в котором до сих пор блуждает твой дух, натыкаясь на пустые зеркала и чужие отражения. Отражения странных людей, которые непрерывно и бесцельно передвигают мебель, что-то красят, тут же перекрашивают и безмолвно шевелят губами, то ли читая молитвы, то ли пытаясь воспроизвести весть, заученную на чужом и незнакомом для них языке:

Я помню столько иных созвездий!

Откуда память черпает тайны?

Прозрачными снами приходят вести -

Они отрывочны и случайны.

Как будто посланы на чужбину,

Усталыми путниками несомы -

А те перепутали половину,

Поскольку слова почти незнакомы.

Сколь ни выспрашивай - всe напрасно.

Их лица печальны, одежды пыльны...

Но я-то знаю примету братства:

Они там были.

Три ярких поэта, педагога, можно сказать, конструктора человеческих душ обучают сегодня будущих режиссеров. Хочется верить, что это не случайно и что в скором будущем учиться у поэтов будут режиссеры не только театра, но и более серьезных вещей. Ведь человечество уже много тысяч лет живет по священным книгам, составленным древними поэтами.

Иван АНДРОЩУК


Поиск В начало
Размещено на сервере www.chelpress.ru
webmaster@chelpress.ru