вернуться на 1-ую страницу... [an error occurred while processing this directive]
на пару словследующая статья...

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРЕУСПЕВАЮЩИЙ.

В.В.Помыкалов
Одно про Владимира Владимировича Помыкалова можно сказать точно. К своей работе он явно неравнодушен. Хотя то, что он говорит, и вызывает самые противоречивые чувства по этому поводу. Ну вот хотя бы такое его высказывание:
- Учительство - это та работа, где можно очень неплохо жить на халяву. Жить замшелой жизнью, прикрываясь авторитетом учителя и используя свое авторитарное положение по отношению к ученикам. Только в педагогике возможно такое ретроградство под знаменем прогресса.

Каково, скажите? Услышать такое от директора Уральского отделения Межотраслевого института повышения квалификации Российской экономической академии имени Плеханова?
- Пропорция во всех вузах или школах примерно одна, - продолжает Владимир Владимирович. - Единицы преподавателей - это те умницы, которые могут сделать из своего предмета песню. Студенты валом идут на их лекции и вспоминают своих преподавателей много лет спустя. Из оставшихся половина искренне считают себя преподавателями, но таковыми не являются, а еще половина понимают, что сидят не на своем месте и откровенно приспособились, научившись произносить слова о педагогическом мастерстве и о колоссальной ответственности учителя.
Педагогика вообще очень специфическая область. Знаете, - обращается он ко мне, - у американского исследователя бюрократии Питера есть пассаж: "Во время войны в селении остаются женщины, старики, дети и... учителя".

Но постойте, Владимир Владимирович. В семье, как говорится, не без урода, да и жизнь не стоит на месте. В газетах что пишут: реформа на дворе. Образовательная.
- Реформа - красивое слово. А потому если уж у нас начинают что-то реформировать, то реформа должна пройти везде и всюду. Но учтите, что есть системы, которые не нужно реформировать искусственно. Образование сродни нервной системе общества. И если в обществе начинаются реформы, значит, в образовании они уже давно идут.
Все эти разговоры о реформе сегодня - это попытка свести к минимуму государственное финансирование вузов, создать в масштабах одного города вузовский центр и таким образом здорово сэкономить.

Это как же вас, позвольте, понимать?
- Мне гораздо больше нравится китайский лозунг "Пусть расцветают все 100 цветов". Всем известно, что, скажем, выпускник Саратовского университета отличается от выпускника Уральского университета. Разные школы, разные традиции преподавания. Нас же хотят нивелировать. Что, впрочем, объяснимо: серостью легко управлять.

Встретить сегодня преподавателя, а в особенности руководителя вуза или крупного его отделения, который бы не жаловался на беды отечественного образования, - диво невиданное. Владимир Помыкалов не жалуется. Времени, как сам говорит, на это не хватает. Может, конечно, лукавит, хотя зачем это ему с его имиджем преуспевающего преподавателя...
- Я предприниматель в сфере образования, - уточняет он, - а образовательный бизнес очень тяжелый. И поскольку на образовании палат каменных не построишь, приходится много трудиться, все время стремиться вперед. Как акула, которая не может остановиться, потому что в этом случае - она так устроена - ее жабрам перестанет хватать кислорода и она утонет. Уральское отделение Плехановки находится в таком же положении, что отличает нас от большинства государственных вузов.

Уральское отделение Плехановки работает в Челябинске уже шесть лет. Начиналось все с краткосрочных курсов по подготовке бухгалтеров на базе научно-консультационного центра "Информ-знание", который Владимир Владимирович создал вместе с супругой Надеждой Вениаминовной, покинув прежде кафедру мединститута.
- Я человек гордый. А сидеть на кафедре и выпрашивать себе зарплату, доказывая всем, что ты нужен, - унизительно.

Есть спрос на качественное образование, есть спрос на элитное образование. Владимир Помыкалов "пробил" открытие в Челябинске отделения знаменитой Плехановки.
- Мы держим нишу элитного штучного образования, говорит Владимир Помыкалов. - Сейчас у нас есть экстернат. Пожалуйста, приходите, заключайте договор, мы будем с вами работать по индивидуальному плану и графику. Но вам это будет стоить дороже.

Ну вот и "акулы образовательного бизнеса" в нашей речке завелись. И как же, интересно, Владимир Владимирович, вы завлекаете к себе рыбку, то бишь слушателя?
- Мы приглашаем первоисточники. То есть если у нас открывается курс "ценные бумаги и биржевое дело", то читает его профессор Владимир Галанов, заместитель министра образования, председатель Российского совета бирж и автор единственного на сегодня учебника по ценным бумагам и биржевому делу. Если читается менеджмент, то мы приглашаем академика Марка Разу, директора института менеджмента Академии управления имени Серго Орджоникидзе и президента Российской гильдии менеджеров. В прошлом году, к примеру, рецензии на дипломы нескольких наших выпускников писал руководитель Госналогслужбы Александр Починок, кстати, профессор кафедры финансов Плехановки.
Не хочу, чтобы кто-то подумал, будто я пренебрегаю профессионализмом наших местных преподавателей. Нет. У нас есть профессионалы экстра-класса. Просто уровень информированности москвичей в силу их центрового положения несравнимо выше.

Легко вам, Владимир Владимирович, рассуждать на такие темы в то время, когда большинство крупных вузов стонут от недостатка финансирования. А ответ им всегда один: зарабатывайте, мол, сами.
- Не все могут зарабатывать. Некоторые киты науки и образования не имеют прямого выхода на практику. А уж нашим массовым вузам никогда не окупить себя. Посадить их на самоокупаемость означает резко сократить число студентов и закрыть доступ к образованию талантливой молодежи. Можно, конечно, создавать самоокупаемые структуры внутри наших крупнейших вузов, но финансовой погоды они не будут делать никогда, как не делают ее и на Западе.

Но если есть мода на элитное образование, то вам как предпринимателю нужно ее угадать. А мода, она ведь переменчива.
- Мода на образование - это очень хорошая мода. Это то, что нужно поддерживать и культивировать. И неплохо, если и здесь появятся свои топ-модели. Рынок, на котором могли процветать тупые и бессовестные, уходит. Появляется спрос на мозги. И молодежь видит это.
Но мода действительно преходяща, а потому я бы предпочел говорить о спросе на специальности. Здесь тоже все достаточно быстро меняется. К примеру, во времена, когда я поступал в университет - а я заканчивал философский факультет, - на бухучете царила рутина, здесь учились только девушки, а если и попадались парни, то только те, кто по состоянию здоровья не проходил в "нормальные" вузы. Но спрос меняется, бухгалтерия сейчас совсем не та, что была в мое время. Сегодня это интереснейшая творческая специальность.
Потребность общества в тех или иных специалистах предсказать легко - сложнее предугадать спрос. К примеру, в финансовых менеджерах сегодня объективно высокая потребность. Невозможно грамотно управлять предприятием, а тем более провести его банкротство, ликвидацию или реструктуризацию - в чем сейчас очень большая потребность - без финансового менеджера. Но субъективно эта потребность еще не выразилась в спросе. Поэтому к нам на эту специальность идут пока только самые экономически продвинутые предприниматели.
Или другой пример. Сейчас пошел спрос на менеджеров. Но здесь очень много от чистой моды. Потому что специальностью менеджмент в чистом виде станет нескоро.
В прошлом году, по данным Министерства образования, дикие конкурсы были на специальность "психология". Чем это объяснить? Не знаю. Интереснейшая специальность, но потребность в психологах в нашей стране еще долго будет, по моему мнению, оставаться низкой.
Мы продаем образовательные услуги. Естественно, что, если не удается угадать людской спрос на ту или иную специальность, все вложенные деньги пропадают.

Зато уж угадав спрос, ваши коллеги, Владимир Владимирович, неплохо на нем играют.
- Рынок есть рынок. На нем встречается и недобросовестное предложение.
Мы специально проводили маркетинговое исследование. И что выяснилось. В прошлом году в одном Челябинске на специальность "правоведение" принимали абитуриентов... 17 вузов, бухгалтерских факультетов в городе около 20, финансовых - более 15. Какое качество образования они могут предлагать, если в Челябинске кандидатов юридических наук, к примеру, можно по пальцам пересчитать? Между тем завлекают слушателей дипломами престижных или якобы престижных вузов.
Приходит ко мне, скажем, некоторое время назад молодой человек с дипломом так называемого Сан-Маринского университета.

- ?!
- Да-да. Был у нас такой филиал в Сатке, к счастью, уже умер. Жалуется, что его таким дипломом нигде на работу не берут. Возьмите, мол, меня на второе высшее образование. Но я его при всем желании взять не могу, потому что для этого нужен государственный диплом. Закон есть закон.
Мы все-таки официальное учебное заведение и за голым престижем не гонимся. Потому как цену себе знаем.

Сергей Блиновский.

следующая статья...

вернуться на 1-ую страницу... [an error occurred while processing this directive]