вернуться на 1-ую страницу... [an error occurred while processing this directive]
предыдущая статья...Ананасы в шампанскомследующая статья...

НАЙДИТЕ ДЕСЯТЬ ОТЛИЧИЙ.

Музыкально-драматическая тусовка "Звездопляс" ("Чем ночь темней, тем ярче звезды") в академическом театре драмы

Попса в России больше, чем попса. Конечно, артистов любят во всем мире. Однако только в нашей стране, во всем привыкшей к гигантомании. Чувство благодарности к (если задуматься, всего лишь!) исполнителям песен выходит за все мыслимые рамки. Там, конечно тоже боготворили, скажем, "Битлз". Но, так то ж, исключение, гениальное и неповторимое. У нас же с любовью и почитанием окружена любая букашка, способная открыть свой ротик. Петь при этом, вовсе не нужно: ея величество фонограмма мгновенно решит все проблемы. Как певца, так и его продюсера.

Эту любовь и решила поэксплуатировать Марина Аничкова, придумавшая остроумное музыкальное шоу, в котором под видом съемок "Музобоза" представлено около двух десятков пародийных номеров. Почти не злых. Можно сказать, любовных. Но и - в точку попадающих, точных. Порой создается полное ощущение, что ты находишься на концерте очередной гастролирующей "звезды". Представим, что так оно и есть. И попробуем, как в традиционной шараде, найти десяток различий.

Но сначала - об общем. Это - фонограмма. На самом деле, она имеет к артистам нашей драмы ровно такое же отношение, как и к традиционным "озвучивателям" этих самых звуковых дорожек. Плод коллективного труда звукооператоров, продюсеров и компьютеров, весь этот музыкальный материал едва ли принадлежит кому-то одному. В отличие от, скажем, писателей, которые по-прежнему вынуждены сочинять романы сами и в полном одиночестве, попсовики-затейники уже давно превратили производство песен в конвейер, где задействовано огромное количество самого разного народа. Это все равно как кино снять. Поэтому методологически отождествление наших артистов с теми или иными артистами эстрады выглядит вполне корректно.

ОТЛИЧИЕ ПЕРВОЕ

Это действительно необычный спектакль. Поют драматические артисты достаточно часто (в репертуаре академического есть мюзикл "Звуки музыки", поют и в комедиях), а вот спектакль, основанный сугубо на пластике здесь идет впервые.

Если музыка во всех номерах заемная, на первый план выходят проблемы схожести. "Звездопляс" - не шоу двойников, такая задача перед артистами и не ставилась. И хотя все они достаточно близки к своим прототипам (отметим блестящую работу художника по костюмам и парикмахерского цеха), главной рифмой здесь должна быть пластинка. "Кристина Орбакайте" (Татьяна Горюшкина) наша поют точно так же, как и "натуральная", но танцует много лучше!

ОТЛИЧИЕ ВТОРОЕ

Итак, пластическая пародия. В первую голову, здесь вспоминается известный кривляка. А. ПЕСКОВ, который придумал себе в профессию переодевание в женское платье. Под чужую музыку и в чужом обличье. Наши взяли приблизительно ту же методику. Однако, мало кто из них играет "внешнее". Всяк норовит подать своего персонажа через некое состояние-метафору, где, как в капле воды, мог бы отразиться весь репертуар и амбиции. Как наш "Гаррик Сукачев" (Сергей Жилинский), хотя внешне на певца не похожий, тем не менее, к концу номера разность эту преодолевающий.

Интерес к номерам А. Пескова возникает через наше отталкивание: актер явно не имеет дистанции по отношению к изображаемым персонажам. Его слишком увлекает возможность демонстрации транссексуальности сама по себе, чтобы он мог думать о чем-то еще. Тут наши переигрывают его по полной программе. Умением, а не дурью. У нас даже "Б. Моисеев" (В. Хотяновский) выглядит вменяемым и адекватным. Или, вот, "Саша" из кабаре-дуэта "Академия" в женском исполнении старается не различия подчеркнуть, но сходство.

ОТЛИЧИЕ ТРЕТЬЕ

Во всех этих номерах нет никакого пафоса и патетической жестикуляции, по компенсации свойственных артистам массовых жанров (особенно, когда они начинают разглагольствовать о собственном "творчестве"). Все свои номера челябинские артисты играют с нескрываемой иронией, порой плавно переходящей в полемически заостренные гротесковые зарисовки. Так, "Бодя Титомир" (В. Хотяновский), снимающий клип за клипом в клаустрофобических декорациях общественного туалета дождался-таки помоста в виде гигантского и почему-то золотого унитаза.

ОТЛИЧИЕ ЧЕТВЕРТОЕM

Причем, все эти россыпи бриллиантов существуют не сами по себе, но и связаны жестким каркасом, в единый млечный путь сюжета. "Как бы" съемки телепрограммы позволяют внести чаемое разнообразие и самым непосредственным способом задействовать самих зрителей. Постфактум отмечаешь выстроенность номеров, показываемых не примитивно по нарастающей, но выстроенных (оба действия оказываются законченными и самодостаточными) точно и цельно: как будто бы так и росло. Цельная пьеса! А какие внутренние связи-связки намечаются между отдельными персонами! Венчислав Хотяновский сыграл в "Звездоплясе" сразу двух: мачо Титомира и сиропообразного Моисеева. Как бы между прочим показав, что особой разницы между ними, вроде как, и нет вовсе. Уж не говорю о четыреждозвездной Л. Нифонтовой (она - и Аллегрова, и "Полиция нравов", и Лолита из "Академии", и даже Ф. Киркоров).

ОТЛИЧИЕ ПЯТОЕ

Все наши артисты действительно талантливы. За их спинами нет "денежных мешков". Они оказались здесь только благодаря себе, своим дарованиям. Большинство из них легко переигрывает своих прототипов. Кстати, порой технически это оказывается трудно. Некоторые из эстрадных звезд настолько невыразительны, что про них и смешилку придумать трудно. "Серов" Сергея Чикурчикова (вот уж кого бы никогда не узнал) или "Звездинский" (Леонард Варфоломеев) оказываются обаятельнее и интереснее тех, кого они передразнивают.

ОТЛИЧИЕ ШЕСТОЕ

Все наши талантливы на равных, равны как на подбор, поэтому подтанцовка, "бэк-вокал", кордебалет (в нем заняты студенты института искусств) выглядят не менее ярко, чем сами "звезды". Исполнители "второго плана" задором берут, весельем своим безудержным. Вот, скажем, Олег Плаксин, который аккомпанирует "Лайме Вайкуле" Любви Чибиревой относится к своей масенькой роли без слов с самоотверженностью и размахом первого "героя-любовника". Не танец, но коррида, чистая страсть. Под стать танцору и певица. Буквально несколькими скупыми мазками, каменной спиной, Чибирева рисует законченный и узнаваемый характер.

ОТЛИЧИЕ СЕДЬМОЕ

Все это играется с удивительной самоотдачей и чувством полной ответственности. Можно только догадываться сколько труда, сколько кровавого пота вложено в эту легкомысленную "фитюльку". Чего только стоит номер, где встречаются две императрицы "Ирина Аллегрова" и "Надежда Бабкина". Каждая со своей свитой (первая в стиле 18 века, вторая - в духе казацкой вольницы), которые, в конечном счете, образуют общую "кучу малу". Все стадии этого смешного оправданы по методу физических действий. Нечто подобное происходит и в номере с участием "Александра Малинина" (Александр Рубцов), когда "Моя Марусенька" оборачивается техно-дансом и наоборот.

Они дома, они играют для своих. Они ответственны и за результат: наше с вами настроение. Поэтому им нельзя иначе.

ОТЛИЧИЕ ВОСЬМОЕ

У всех чувствуется хорошая школа. Нет этой, знаете ли, "безотцовщины" (продюсер не в счет), которой разит от многих из. Я, конечно, не о семейном положении тут речь веду. Но о базе, которая бы позволяла брать власть над залом без всяких там дополнительных ухищрений. Как в номере "Полиция нравов", сексуальность участниц которой не имеет границ и поэтому карикатурна без всяких преувеличений. Или, вот, заморский "Бони М", за тазобедренными вихляниями которого стоят Чехов и Шескпир. Шутка.

Нам ведь еще интересно сравнить актеров с их "нормальными" актерскими личинами, теми гранями, что проявились в серьезных спектаклях. Вот, скажем, тема: "манипуляции и манипуляторство А. Мартынова: Кинг ("Смотрите, кто пришел") - Тай ("Французский квартал") - Дэвид Копперфильд ("Звездопляс"). Или, к примеру, вывести разухабистую удаль "Аллы Пугачевой" Марины Аничковой из ее опыта работы над Островским.

ОТЛИЧИЕ ДЕВЯТОЕ

Особенно хочется отметить хорошую техническую оснащенность "Звездопляса", привлеченность всей "тяжелой артиллерии" нашего академического. А это превосходные (новые!) световые установки, работающие на концертах, отличный звук, пиротехнические эффекты. Я уж о декорациях Олега Петрова и не говорю: в них и настоящее телевизионное шоу снимать можно. Да, академическая основательность не утяжелила (как я боялся перед спектаклем) зрелище, но, лишь, добавила ему основательности. Осмысленности.

ОТЛИЧИЕ ДЕСЯТОЕ

Да, это самодеятельность, но в хорошем смысле этого слова: шоу родилось из капустников и обыкновенного театрального веселья. Никакого жлобства, срывания кассы, чеса. Когда можно вдоволь поиздеваться на Дельфином и Русалкой, разведя их по разным частям "Звездопляса", а после, в финале, всем вместе выпить за любовь.

И зритель отвечает взаимностью. Сразу же устанавливается праздничная, почти что семейная атмосфера: ведь над одним и тем же смеемся! Первые опасения (справятся ли "со взятыми на себя обязательствами") сменяются блаженной расслабленностью, начинаешь подпевать и прихлопывать в такт. Конечно, завсегдатаи челябинского драматического привыкли к зрелищу несколько иного сорта. Однако "Звездопляс" можно прописать даже тем, кто вместо "Аллегрова" норовит процедить сквозь зубы "Аллергова". Смех и не с таким примиряет.

Дмитрий Бавильский
Фото Александра Соколова

предыдущая статья...следующая статья...

вернуться на 1-ую страницу... [an error occurred while processing this directive]