вернуться на 1-ую страницу... [an error occurred while processing this directive]
предыдущая статья...Ананасы в шампанскомследующая статья...

НА ПАМЯТЬ - ДЫРКА ОТ КОЛЕЧКА,
СВОБОДНО БЬЕТСЯ УЖ СЕРДЕЧКО...

Рядовой зритель Арина Маркова беседует с нерядовым исполнителем Борисом Каплуном о музыкальных как бы явлениях, должных принести как бы удовольствие простому народу.

"Музыка - это допинг: музыка дает гармонию, которая потом звучит во всем; музыка - гармония человеческого бытия", - так сказал о роли музыки в нашей жизни Борис Каплун. Какую же гармонию бытия предлагает нам сегодня отечественная эстрада? Мероприятием по дегустации музыкальных допингов исторически стали Рождественские встречи Аллы Пугачевой. Рассуждения на эту тему имеют место. Не в качестве никого не интересующей провинциальной оценки, а в качестве констатации факта: получена духовная пища. А что может быть важнее разговора о пищеварении организма?

По мнению Бориса Каплуна, непосредственного участника Рождественских встреч, Алла Пугачева "хотела показать душу собравшихся вокруг нее". Жанр всеобъемлющего мюзикла, судя по всему, должен был раскрыть всю многогранную прелесть этой души. Очень много говорилось о том, что исполнители подбираются по репертуару, а не по симпатиям. А если сверхзадача, под которую подтягивался репертуар, и ускользнула от взгляда пытливого зрителя, наверное это его проблема. Хотя, все-таки несколько озадачивает, что репертуар Салтыковой, Овсиенко и Апиной, к примеру, вот подошел, а в репертуаре Кобзона, Лаймы и Вл. Преснякова-младшего ничего достойного и подходящего не нашлось. Имена последних приведены не случайно. Б. Каплун поделился, что они вообще-то приняли участие, но позже А.П. их "ушла" - "ну, не вписываетесь вы, ребята!" За исключением нескольким номеров, "вписавшиеся" создали удивительно стройную вереницу кухонно-похмельных припевок. Вообщем, мы получили рецепт под что лучше заниматься уборкой, стоять у плиты, проводить застолье и ритмично оттягиваться после него. А вот если возникнут другие случаи жизни? Или разговоры о тяге к возвышенному сегодня неуместны?

Борис Каплун отвечает: "Увы. Сегодня никто не пишет на манжетах как Чайковский, не пишет на пачках сигарет как Высоцкий. Сегодня время грамотных киборгов. Есть мозги и " составление" рисунка музыки. Но нет души. Может быть, от этого все так однообразно и убого. И все-таки Алла хотела выбрать лучшее и душевное. К сожалению, рождественские встречи, как лакмусовая бумажка, проявили несостоятельность молодого поколения артистов".

Неужели перевелись таланты на Русской земле? Навряд ли. Но музыку пытаются превратить в ремесло, она защищается. На сцене поселился третьеразрядный блеф: "Смотрите, я - артист, а я - артистка!" Подкрепляется этот блеф, как правило, деньгами богатого супруга, вложенными в наряды, прически, макияж. Навязчивые прокрутки везде, где можно, нового шедевра и активное муссирование личных интриг. Это относится, конечно, к артисткам. Про артистов не знаю. Борис Каплун заметил, что "наличие денег подавило профессиональную конкуренцию. Выход на сцену оплачен, а не заработан. Отсюда скучная сытость. Но когда надо выходить на поклон, вдруг начинается драка за первые ряды. Все вдруг вспоминают о зрителе и считают именно себя достойными его благосклонности. Деньги решают очень многое". Наверное то, что деньги решают очень многое - практически аксиома. Вот только результаты...

Несколько историй, рассказанных Борисом Каплуном. Одна из самых "крутых" у нас нынче Алена Апина. В течение концерта в постоянной напряженной готовности находились четыре человека: вдруг что случится с прической, маникюром, макияжем или одеждой. Имидж супер-звезды А. Апина поддержала, отказавшись дать интервью ариэлевцам, ссылаясь на усталость. Потом дала, конечно, но запретила снимать с сигаретой: "девчонки с меня пример берут, курить начнут". Если кто-то и сомневался в "кумирности" хозяйки "Электрички", то теперь он должен осознать свою ошибку.

Деньги "увели" Ларису Долину из джаза в попсу. На джазе ныне не разживешься. Попса - более ходовой товар; клипаки настрогать можно, гастроли наверняка окупятся. Голос - один из лучших, узнаваемых и трогательных. Отчего же грусть в глазах? Все тот же имидж? Борис Каплун считает, что "это от нереализованности настоящего творческого потенциала. Призвание Долиной - джаз". Но одна моя зловредная знакомая уверена, что грусть в глазах Долиной просто от голода.

Вот еще один парадокс. Каплун рассказывает, как все участники шоу были шокированы любовью Тани Овсиенко к мужским коленям. Но тут, возможно, недосмотр Аллы Борисовны. Участникам каждой мизансцены она говорила: "Следите за солистом, переживайте каждый его шаг и действуйте по обстоятельствам.". Каждый переживает и действует по обстоятельствам как может. Но шок-то был еще на репетициях, а в концерте, несмотря на всякие шоки, все-таки скакала по мужским коленям Татьяна с веселой непринужденностью на зависть всем.

Для Кристины Орбакайте жажда пения и возможность эту жажду утолить обернулись, по мнению Бориса Каплуна, трагедией. "Всем было видно, что у нее комплекс "несостоявшейся". Может, и сама история нового деторождения - это желание что-то кому-то доказать.

А вот у Влада Сташевского и голоса нет, и комплекса нет! Б. Каплун: "А.П. дала ему сыграть самого себя - красивый мальчик и больше ничего". Но и этого достаточно, чтобы при умелом руководстве, сколотить хорошие деньги.

Еще судьба благоволит к Аните Цой. Анита любит в интервью СМИ рассказывать о трудностях, поджидающих тех, кто только своим талантом пробивается на сцену. Анита не спекулирует своей фамилией, она гордо отвергает слухи о родстве с Виктором Цоем. Она богата только своим талантом. Но Борис Каплун был свидетелем того, как бродят слухи о том, что муж Аниты - далеко не последний человек в команде Лужкова; а для ее нового клипа привезут из Японии настоящих ниндзя. Скромность всегда украшает человека, правда?

Впрочем, довольно о деньгах в искусстве. Вернемся к сути. А суть в том, что Маэстро Эстрады - Алла Пугачева с ее "колоссальной, невероятной работоспособностью, фанатичной преданностью музыке" (Б. Каплун). Мой собеседник уверен, что за такую же преданность музыке Алла Пугачева помнит и ценит "Ариэль", потому он и был приглашен. Гоняя по сцене молодых исполнителей, она была очень предупредительна к "Ариэлю", подчеркивая при этом не их возраст, но профессионализм. Она была удивлена их требованию петь "вживую". При "живом" акапелльном исполнении ведь могут быть всякие неприятности. Но положилась на их многолетний профессиональный опыт и не пожалела.

"Ариэль", помимо песни в "балаганном" отделении, должен был еще открывать "Черным вороном" отделение "Степь". Жаль, что помрежи и сценаристы это дело запретили. Может, больше народу бы поняло, что действие происходит у костра в степи. А то окрестили это отделение "На помойке встретились бомжи" и все тут. Обидно ведь, когда близкие сердцу коллективы "Ва-банкъ" "СерьГа", "Любэ" и "Чайф" обзывают "бомжами". Досадно, однако, и то, что уважаемый "Чайф" исполнил песню про уральского парня, в которой фигурировали неприличные слова. Никак иначе нельзя, что ли, про уральского парня спеть? Правда, Роман Виктюк как-то сказал:"Ненормативная лексика - как бы ключик к душам, потому что это естественный язык". ("КП" 20 января, 98 г.). Ну, то есть, что естественно, то не безобразно... Но все же ОРТ, сцена, Рождество - волшебный семейный праздние... Куда смотрел помреж? Или опять все дело в имидже? Алла Пугачева: "Я прекрасно понимаю, что имидж надо нести по всей своей жизни".

Я спросила Бориса Каплуна, является ли вынесение личной жизни на широкую публику частью имиджа артиста? "Да", ответил он, "и, как правило, частью неотъемлемой". Тогда я не удержалась и спросила про "закулисные" взаимоотношения Пугачевой и Филиппа Киркорова. Б. Каплун:"Филя смотрит на нее как олень, которого охотники застигли врасплох на поляне. Большие глаза полны ужаса. Он всю жизнь перед ней виноват. В чем-то. Но он без нее никуда. И дело не только в мудрой материнской опеке, Алла - его муза. Она его вдохновляет".

С Киркоровым у ариэлевцев вышел небольшой прикол. Борис Каплун: "Стоим мы с Гуровым на сцене, а Филипп Киркоров сидит на скамейке. А под скамейкой - триста долларов валяются. Доллары Киркорова явно, больше никто особо деньги с собой по сцене не таскает. Да и известен Филя своей рассеянностью. Сидит Киркоров, стоим мы с Гуровым, доллары валяются... А ведь поездка нам обошлась в тринадцать миллионов... А доллары валяются... А Филя к нам спиной, а мы к деньгам лицом... И никого рядом... Подняли да отдали. Филя: "Ой, выронил..." Вот и все." Я спросила, не унизил ли Киркоров челябинских ребят материальной компенсацией? Каплун со вздохом сказал, что "нет, не унизил..."

Я поинтересовалась у Бориса Каплуна, что же Рождественские встречи дали непосредственно "Ариэлю". Борис Каплун: "Несмотря на несколько похоронную атмосферу действа в смысле "блистания" большинства участников, все же такие сборища для творческого человека необходимы. Мы не просто "засветились" у Пугачевой. Мы напомнили о себе: мы живы и полны сил! Наше творчество не деградировало, мы хотим выступать. И все это не только во имя заработка, но во имя Музыки. Во-вторых, мы пообщались со старыми друзьями и приобрели новых. В-третьих, примем участие и в Пасхальных вечерах Аллы Пугачевой. Вообще, так здорово выступать на солидной сцене. И - рядом с Пугачевой. Энергия ее музыки безгранична".

Напоследок еще одно высказывание Бориса Каплуна. "Алла Пугачева остается лучшей, незатмеваемой в силу полной отдачи своему призванию и своей истинной профессии - Музыке. Если каждый музыкант будет столь же предан, чуток и чувствителен к своему творчеству, халтуры будет все меньше. Молодые, будьте требовательны и преданы избранному пути. Не мотайтесь из стороны в сторону в угоду рекламируемым вкусам. Только так рождается настоящее искусство, этим оно питается".

От себя могу лишь добавить, что, наверное, требовательностью, искренностью и преданностью питается не только искусство, но и любая профессия вообще.

А что касается гастрономии отечественной эстрады - это, пожалуй, вопрос демократии: каждый выбирает блюдо по своему вкусу. В конце концов, остается классика. Да и в сегодняшнем музыкальном дне можно отыскать созвучие своей душе. Только для этого надо не лениться пестовать эту самую, собственную Душу.

Ни с чем не сравнимая...
Татьяна Герасимова

предыдущая статья...следующая статья...

вернуться на 1-ую страницу... [an error occurred while processing this directive]