вернуться на 1-ую страницу... [an error occurred while processing this directive]
предыдущая статья...Что-то с чем-тоследующая статья...

МОДЕРН "ГОСТИНОГО ДВОРА".

Если угодно, если не обойтись без образа, то здание "Гостиного двора" напоминает птицу на взлете. Об этой птице мало что можно сказать, кроме того, что у нее длинная шея и два крыла, готовые к взмаху... Впрочем это - так...Образ здания независим от его функции. Здание новое, но уже достопримечательное.
Достопримечательность его в том, что оно...не новое. Оно - из прошлого.

Неисповедимы пути зодчии. Казалось бы, стиль модерн так и остался в начале века. Архитекторы, пожалуй, и думать о нем забыли. Но никогда не говори "никогда". Двое, найдя друг друга, вернули Челябинску модерн. Это - директор "Детского мира" Валерий Аркадьевич Решетников и архитектор Николай Иванович Ющенко.

Изменилось время. В Челябинске появились люди, у которых есть деньги, чтобы строить на свой вкус, по своему усмотрению, на заказ. Это одно. И второе - архитекторы, наконец, обрели и осознали свою свободу.

Мы вправе надеяться, что эти две свободы - финансовая и творческая - в своем единстве откроют новую эпоху челябинского зодчества. Впрочем, пока удач не много. А кое-где свобода обернулась безвкусицей, бестактностью или, наоборот, бескрылостью или все той же обыденностью.

Свобода свободой, но при всем при том город должен ревниво оберегать себя, особенно свой центр, от "слишком свободной" архитектуры. Не все позволительно. Позволительны только высокие образцы. Как образец был заведомо задуман "Гостиный двор". Скоро забудется, что он возник на месте старых складов. Но не забудется, что он оказался рядом со старинным зданием "Молодежной моды", которое архитектор находит самым красивым зданием в городе. Такое соседство обязывало. Н.И. Ющенко: "Надо было увязаться с ним"

Да. Но как увязаться? Как присоседиться? Скопировать? Списать? Разумеется, нет. Не сразу, но архитектор нашел ход. Его "увязку", наверное, заметит не всякий глаз, но всякий глаз схватит стилевое, модерновое родство двух зданий. Впрочем, давайте смотреть и видеть.

Присмотримся сначала к зданию "Молодежной моды", к стене, выходящей на улицу Коммуны: широкое окно в три створки, а над ним - дуга. Лучше сказать, наличник, пусть и необычный. Этот-то наличник с окном и "взял" архитектор у почтенного соседа. Но если на стене "Молодежной моды" этот наличник, скромен и неказист, то на здании "Гостиного двора" - размашист, бросок, бравурен. Сходство сохранилось, но оно свелось к линии.

Линия... О ней бы пару слов. Модерн не отвергает прямую линию, отнюдь. Однако и кривую линию он не отвергает. Только кривая линия у него - своя. И в пластике, и в орнаменте решеток, и в крое оконных проемов и переплетов. Например, в орнаменте кривая, "взятая" у растений, известна тысячи лет, модерн ее тоже не избегает, но она у него, повторюсь, своя. В чем своя? Это, пожалуй, только угадывается. Уловить надо. "Научить" глаз.

Кривая наличника на здании "Гостиного двора" явно модерновая. Неповторимая, нелогичная. То плавно-спокойная, то вдруг капризно изогнутая. Но для того она и кривая, чтобы войти в вызывающий контраст со всеми прямыми, которые господствуют вокруг.

А весь ансамбль с наличниками? Вы заметили? Наличник, он не сам по себе, а в ансамбле. Смотрите: широкое окно в три стекла, над ним - модерновый наличник, он опирается на две пилястры, а все это "проколото", будто булавкой, еще одной пилястрой, он которой на виду верхняя часть с круглым отверстием и нижний кончик, продолжаемый узким окошком. Таких ансамблей на здании четыре, по два с каждой стороны. Они одинаковые, почти, но разные, слегка. Тонкость в том, что модерн, судя по всему, не любит абсолютного подобия, абсолютной симметрии.

Весомей оконных ансамблей две портальные ( дверные) композиции - по одной в каждом крыле. Они очень разные. При всем при том нечто их объединяет. Может быть, это? Смотрите: в обоих случаях округлости пересекаются вертикалями и горизонталями. Во всем остальном композиции произвольны и даже как будто рыхло скомпонованы. Таков модерн.

Теперь - башня. Авторы признались, что башня "подросла" уже в ходе строительства. Кто-то может сказать, что она "подросла" с избытком. Через меру. Через пропорцию. Что ж, если башня чуть выше, чем "надо", то это то самое "чуть", которое как раз заставляет обратить на себя внимание. Башня заметна. Она сама себя возвышает. Пожалуй, это ее достоинство. На то и башня, чтобы выделяться. Тем более на углу.

Так. Хорошо. Всю башню, целиком, мы увидели. Теперь - некоторые подробности. Смотрите: входная дверь наверху, на сомкнутой кровле, заканчивается круглым окном. Так? От двери к карнизу, нацелившись на то же круглое окно, ведут две долгие параллели, на которые нанизан балкон с длинными консолями, а между ними втиснуты два прямоугольных окна. Все -вытянуто. Все потворствует высоте. Все поднимает башню.

Особый смак в архитектуре - игра деталей. Такая, например, мелочь: на башне два передних угла в верхней части скошены. Углы обрели нечто от мини-пилястр. К тому же сама башня стала более грибовидной.

Нам осталось увидеть "волны" - два кривых карниза, которыми башня сходит к двум крыльям здания. Волны тоже подсмотрены архитектором. На противоположном углу, на углу старинного здания "Молодежной моды", тоже некое подобие башенки и такие же кривые карнизы. И опять то, что там, тогда только в намеке, здесь, теперь зазвучало в полный голос. А эркер с пирамидкой, прилепленный к карнизу в самом конце крыла? Вы его заметили? Согласитесь, если это и излишество, то очень милое.

В ходе строительства партнеры не раз правили проект, доводили его, не прощая ни себе, ни строителям никаких просчетов, стремясь "выжать" из сооружения все сто баллов, а то и сверх того. Один из примеров: сначала по обыкновению был чердак, пустой объем под наклонной кровлей. А что в итоге? Мансардный этаж. На скаты кровли легли смотрящие в небо окна. Под теми окнами нашлось место и для директорского кабинета. Поднявшись еще выше, партнеры нашли работу и плоской крыше - на ее площадках под грибками откроется летнее кафе.

Оказывается, все зависит от того, как посмотреть - на чердак, на крышу. И на двор. Да, еще одна необычная идея - открыть двор для гостей. Торговый комплекс как называется? "Гостиный двор". Вот именно. Даже и название подсказывает - открыть двор, сделать его во всех отношениях приятным, приветным. И во дворе - магазины. А еще - ресторан, кафе под открытым небом. Полуинтерьер.

Это - впереди. На очереди. Проект имеет продолжение. Обсуждаются новые чертежи. Рождаются новые идеи, одна необычнее другой.

Как бы то ни было, "Гостиный двор" обживается в центре Челябинска. Обживается бережно, почтительно, с достоинством. Он тут как будто был всегда. Так бы и всем, кто еще поселится в центре города. Что касается интерьеров, то внутри - много белизны, света, стекла.

В.А. Решетников:
- Мы изначально имели в виду торговый комплекс высокого класса. Объект самозначимый. Чтобы всякий посетитель, иностранец в том числе, вошел и увидел, что в России есть талантливые люди, способные воздвигать такие здания, показывать такую культуру.

Этим и завершим.

Михаил ФОНОТОВ.
Фото Юрия КАТАЕВА.

предыдущая статья...следующая статья...

вернуться на 1-ую страницу... [an error occurred while processing this directive]