[an error occurred while processing this directive]
предыдущая статья...На пару словСледующая статья...

Производственный цех ООО “Перант”:высокотехнологичное таинство приготовления фарша.

Колбасный рынок: спрос диктует кошелек

В сознании простого советского человека колбаса всегда занимала особое положение, являясь чем-то сродни мерилу личного благосостояния. А наполненность колбасных прилавков служила поводом для сопоставления двух систем: "у нас" и "у них". Прошло чуть более десятка лет, и сегодня мы можем говорить о существовании в Челябинске колбасного рынка. В чем его особенности, по каким законам он развивается и что ждет его в ближайшем будущем? Об этом мы предложили порассуждать одним из лидеров рынка, руководителям фирм "Перант" и "Гурман".

"Трудно первые десять лет", —

можно сказать о производителе колбасных изделий под хорошо известной горожанам торговой маркой "Ариант", фирме "Перант".

Одними из первых вышли на тогда еще полугосударственный рынок производители "ариантовской" колбасы. Понятие "конкуренции" в то время имело еще почти абстрактный смысл, благодаря прежде всего тому, что рынок колбасных изделий Челябинска был фактически пуст. А люди еще только привыкали к возможности выбирать из нескольких сортов колбасы. Еще свежи были воспоминания о пустых прилавках советских времен.

— Главное препятствие, которое нам в то время приходилось преодолевать, — говорит директор фирмы "Перант" Владимир Гришин, — это косность бюрократической машины. Мы доказывали, убеждали, пробивали и — учились делать колбасу и продавать ее.

Учились, надо признать, неплохо. Сегодня "Перант" является одним из признанных лидеров челябинского колбасного рынка, производя ежемесячно около 350 тонн продукции.

— Я не могу сказать, что сейчас нам работать легче. Конечно, люди успели узнать и привыкнуть к марке "Ариант", это, безусловно, нам помогает. С другой стороны, законодательство тех лет больше благоприятствовало развитию частного производства.

Есть еще одно обстоятельство, не обращать внимание на которое не могут даже такие могикане колбасного рынка, как "Ариант", — ужесточение конкуренции.

Сегодня на рынке Челябинска, согласно данным торговой инспекции, работают около 60 частных производителей. Именно они, а не государственные предприятия определяют лицо этого рынка.

— Конкуренция заставляет нас постоянно заботиться о сбыте своей продукции. Несколько лет назад у нас просили колбасу, и мы были уверены, что нам удастся продать все, что производим. Сегодня уже мы просим — купите у нас! Колбасный рынок практически заполнен. И согласно моим наблюдениям больше колбасных изделий, чем сейчас производится, город принять пока не может. Поэтому преуспеть может тот, кто производит более качественную и более дешевую колбасу.

"От разрушения государственной монополии выиграли все"

Ассортиментная политика колбасного цеха “Гурман” направлена на выпуск широкого спектра  недорогой качественной продукции.

Так считает заместитель директора мясоперерабатывающего цеха "Гурман" по производству Сергей Синдюков.

Мясоперерабатывающий цех "Гурман" работает на челябинском рынке более двух с половиной лет. Производит 23 наименования колбасной продукции, от двух до четырех тонн ежесуточно. Основной объем продаж идет через оптовых покупателей. Имеет собственный фирменный магазин.

— Нам, наверное, было чуть легче подняться, чем многим нашим коллегам. У нас был опыт, которого мы с 1994 года набирались в фермерском хозяйстве, — говорит Сергей Синдюков. — Но даже имея за плечами подобный запас прочности, удержаться на рынке Челябинска не просто.

В сравнении с другими регионами колбасный рынок Челябинской области очень развит и динамичен. Ни в одной из соседних областей нет такого количества средних и мелких производителей. В большинстве крупных городов рынок держат одно-два крупных предприятия. Подобная ситуация, кстати, характерна и для Москвы, и для Санкт-Петербурга.

— Почему так происходит? В этих городах мясоперерабатывающие комбинаты, в прошлом государственные предприятия, получили поддержку от властей и затем задавили мелких производителей. В Челябинске произошло иначе. Когда остановился мясоперерабатывающий комбинат, его нишу тут же заняли мелкие производители. И именно они сегодня определяют лицо челябинского рынка.

Заместитель директора "Гурмана" убежден, что от разрушения государственной монополии выиграли все: и государство, и производители, и прежде всего, конечно, потребители. Колбасный цех “Гурман”: в таких “шкафах” коптят и сушат колбасу.

— Сегодня рынок заполнен колбасными продуктами, и можно говорить о начале его качественного развития. Для нас первый этап на этом пути — это анализ рынка. Ежедневно мы отслеживаем ценовые характеристики рынка и в соответствии с этим выстраиваем собственную ценовую политику. И я думаю, что будущее — за теми, кто раньше других сможет понять и использовать законы, которые движут этим рынком.

Местный продукт качественнее и вкуснее

Развитие рынка сдерживает прежде всего низкая покупательная способность большинства населения. В этом сходятся и такие старожилы рынка, как "Перант", и те, кто пришел следом за ними, как "Гурман". С учетом того, что колбаса и колбасные изделия традиционно относятся к продуктам повседневного спроса, производители колбас вынуждены ориентироваться прежде всего на самую массовую прослойку своих потенциальных покупателей, то есть людей со средним, по российским стандартам, достатком, но не дотягивающих до общепризнанных критериев среднего класса. Колбасные деликатесы все еще остаются для этих людей предметом роскоши. Чтобы удержаться на рынке, не допустив общего снижения объемов производства, производители вынуждены снижать себестоимость своей продукции.

Между тем ставка на снижение стоимости конечного продукта не означает обязательное снижение его качества. И это обстоятельство можно считать одним из достижений сегодняшнего колбасного рынка.

Фирма "Перант" выпускает сегодня 31 наименование колбасных изделий, однако, по словам Владимира Гришина, наибольшую часть в общем объеме занимают прежде всего недорогие массовые сорта — полукопченая "Ариант", вареная "Докторская" и три наименования сосисок и сарделек.

— Конечно, — говорит он, — держать относительно невысокие цены на эти продукты мне позволяет большой оборот. Под торговой маркой “АРИАНТ” выпускаются не только

Однако в условиях отсутствия стабильного и благоприятного для производителей налогового законодательства даже это не может гарантировать умеренной цены при хорошем качестве.

— Мы делаем ставку на высокие импортные технологии. За последнее время мы полностью сменили оборудование, постаравшись свести к минимуму возможность брака. Благодаря этому я могу утверждать, что наши колбасы изготовлены из натурального животного сырья и не содержат искусственных добавок и соевых заменителей мяса.

— Главная проблема, которая сегодня стоит перед участниками рынка, — говорит Сергей Синдюков, — это сохранение и увеличение сбыта. Производственные возможности "Гурмана" позволяют нам выпускать ежесуточно до шести тонн продукции. Однако рынок перенасыщен и уже не способен "переварить" дополнительные объемы. С другой стороны, ужесточение налогового бремени автоматически сказывается на увеличении себестоимости колбас.

— В такой ситуации, — с грустью констатирует Сергей Синдюков, — вопросы качества отходят на второй план. Спрос сегодня определяется не тем, какую колбасу хочет купить человек, а тем, какими средствами для этого он располагает. Мы вынуждены переориентироваться на выпуск колбасных изделий первого сорта. Сейчас мы готовимся представить покупателям колбасу, которая будет значительно дешевле обычной колбасы и, надеюсь, понравится горожанам. Рынок диктует нам свои условия.

Развитие рынка колбасных продуктов на сегодня существенно тормозит деятельность мелких и, по определению Владимира Гришина, подвальных мясоперерабатывающих цехов. Играя на низкой покупательной способности большинства населения, они выбрасывают в торговлю низкокачественные продукты по низким ценам, чем наносят ущерб лидерам рынка.

— Как специалист в своем деле, я точно знаю, что снижать цены на колбасы или сардельки можно только до определенного предела. И если сарделька стоит ниже нижнего предела, это для меня означает только одно — данный цех работает или на некачественном сырье или попросту не платит налоги. Но каждому покупателю это не объяснишь, — сокрушается директор "Перанта". — А в одиночку бороться с такими "пиратами" невозможно.

Челябинский покупатель в целом весьма традиционен в своих вкусовых привязанностях. Несмотря на то, что сегодня на прилавках появились относительно недорогие привозные (как правило, импортные и столичные) колбасы, местный потребитель отдает свои симпатии местному производителю. Представление о том, что, уступая в красочности упаковки, при одинаковой цене местный продукт оказывается качественнее, получает все большее распространение.

— Вкусы челябинского покупателя консервативны, — рассуждает Владимир Гришин, — а потому "Перант", разрабатывая новые сорта своей продукции, придерживается отечественной традиции колбасного дела. Импортная колбаса очень отличается по вкусу от того, что производим мы. Житель, к примеру, Австрии отдаст предпочтение австрийской колбасе не потому что она лучше по качеству, а потому что привычнее по вкусу. То же относится и к нашему продукту. И мы учитываем вкусовые традиции при подборе специй, разработке ассортимента "ариантовских" колбас.

Вместе с тем подобный консерватизм, безусловно, затрудняет продвижение на рынок нетрадиционных для России качественных колбасных продуктов. Последняя тенденция относится в равной мере и к массовому, и к состоятельному покупателю.

— Дело в том, рассуждает Владимир Гришин, — что наш покупатель привык к тому, что, к примеру, сарделька должна быть такой-то толщины и такой-то длины, а колбаса иметь, как правило, однородный состав. Некоторое время назад мы стали включать в наш ассортимент так называемые составные колбасы. При их приготовлении используются грибы, перец, и эти добавки хорошо различимы на срезе. Каких только предположений я не наслушался за это время! "А что это такое у вас там? Муха?" — спрашивали нас. Словом, проходило несколько месяцев,прежде чем покупатели успевали привыкнуть к новому продукту и он начинал пользоваться устойчивым спросом.

Безусловно, сдерживает развитие рынка и отсутствие у производителей собственной сети стационарной розничной торговли.

Во мнении, что "с нашей торговлей тяжело" сходятся и Владимир Гришин и Сергей Синдюков. Изменившись внешне, торговля осталась верна психологии советской торговли, которая никогда не была заинтересована в том, чтобы тот или иной продукт продавался.

Сергей ТАТАРСКИЙ.
Фото Евгения БАЗАНОВА.

предыдущаящая статья...следующая статья...

вернуться на 1-ую страницу... [an error occurred while processing this directive]