Оглавление
5 января 2001 года

Кого подпирает сетевая пирамида

Хорошо жить хочется всем. Но как заработать, знает далеко не каждый. В поисках работы безденежные горемыки просматривают кучу объявлений о найме. Среди них не редкость объявления о работе, которая сулит достойную оплату и свободный график. А от жаждущего заработать не требуется ни опыта, ни навыков, даже возраст и образование значения не имеют. Чудо-работа, сулящая хорошие деньги и блестящие перспективы, не что иное, как сетевой маркетинг. Явление это в нашей стране появилось не так давно, и одним из первых и знаменитых его детищ стал "Гербалайф".

Современные коробейники

Попасть в сетевую компанию просто. Нужно прийти на презентацию, которую здесь периодически устраивают, чтобы набрать новичков. С момента прихода вы уже не простой человек, вы становитесь сетевиком.

Сетевик, или дистрибьютор, а по-русски просто продавец, всего лишь одно из звеньев огромной пирамиды, которую выстраивают сетевые компании. Сетевиками чаще всего становятся женщины средних лет, движимые желанием улучшить материальное положение семьи. Или молодежь, в основном студенты, у которых еще нет постоянной работы.

В сетевую компанию людей привлекает не только возможность заработать, но и одновременно стать здоровыми и красивыми. Ведь дистрибьютор должен на себе испытать чудодейственные лосьоны, порошки, бальзамы и пилюли.

Первое, что должен сделать новичок, - купить набор продукции, которую он будет потом реализовывать. Но продажа товара не основная задача сетевиков. Они будут реализовывать продукцию, а "верхний спонсор", так называют себя вербовщики, будет получать проценты с продаж. Отсюда и появление тех самых объявлений о найме на работу.

В основном через сетевой маркетинг распространяются декоративная косметика, посуда, полезные чудо-вещи и пищевые добавки. В Челябинске на слуху две зарубежные фирмы, распространяющие через сетевиков декоративную косметику. Кстати, продукцию этих фирм можно приобрести и в магазинах города, но по личному опыту знаю, что у дистрибьюторов ту же тушь или помаду можно купить дешевле.

Другой товар, распространяемый сетевиками, - посуда и всевозможные в общем-то полезные вещи. Например, нож для чистки апельсинов или мешочек для сушки обуви. В данном случае скажу лишь о цене. Масленка - вещь в доме, конечно, полезная, но готовы ли вы отдать за пластмассовую коробочку для масла одиннадцать долларов?

Самый ходовой товар в сетевых компаниях - пищевые добавки. Фирм, распространяющих сегодня эту продукцию, очень много, причем как отечественных, так и зарубежных. Не берусь говорить о качестве и полезности добавок. Приведу лишь два противоположных примера. Одна моя знакомая утверждает, что, принимая пищевые добавки, она избавилась от хронической болезни. А вот другая знакомая, наоборот, подорвала здоровье американскими пищевыми добавками. Поэтому, принимать или не принимать, решает каждый самостоятельно, и потом сам же несет ответственность за свое здоровье. Вызывает беспокойство факт, с которым я столкнулась на личном опыте. Распространением пищевых добавок часто занимаются врачи. И что делать, если врач вместо лекарства предлагает принимать чудодейственные пилюли, которые стоят недешево, а их полезность не доказана?

Через сетевой маркетинг распространяются еще и финансовые игры. Для непосвященных объясняю: вы покупаете за энную сумму сертификат со списком участников. Точно такую же сумму вы отправляете компании - организатору игры и человеку, чье имя на первом месте в списке. Через некоторое время компания высылает вам три сертификата, где на последнем месте списка стоит уже ваше имя. Потом вы должны продавать свои сертификаты, а люди, купившие их у вас, будут работать по этой же схеме. И если все будет благополучно, то вы будете продвигаться вверх по списку. И когда ваша фамилия будет на первом месте, начнут приходить деньги.

Если рассуждать здраво, то схема красивая, но малоосуществимая. Ведь вряд ли удастся найти достаточное количество людей, которые согласятся купить ничем не обеспеченные бумаги, практически - воздух.

Но в нашей стране люди верят в чудо и халяву, а потому играют в подобные игры. Успешнее всего это получается у опытных сетевиков, которые продают сертификаты среди своих, быстро выстраивая цепочки. Одна моя хорошая знакомая получила приличную сумму в долларах, участвуя в подобной игре. Но, с другой стороны, есть и те, кто не продал ни одного сертификата, а значит, потерял свои деньги.

Некоронованные короли

Технологию продаж через сетевой маркетинг придумали в 30-е годы ХХ столетия в Америке. Сетевые компании нацелены на получение прибыли, которая выпадает на долю создателей подобных компаний. Ведь каждый сетевик должен либо перечислять определенную сумму на счет компании (как в случае с финансовыми играми), либо ежемесячно выкупать на определенную сумму товар, независимо от результатов продаж. Поэтому, чтобы компания получала прибыль, нужно как можно больше участников. А участь отдельного сетевика компанию не интересует. И если рядовому солдатику несметной армии дистрибьюторов удастся убедить себя, а главное, других в полезности продаваемого товара, то можно рассчитывать хоть на какую-то прибыль. А если нет, придется искать новую работу.

Ирина КУРГАН

Поиск В начало
Технология и дизайн © 2000 ЗАО "ИНТЕРСВЯЗЬ"
Размещено на сервере www.chelpress.ru