Оглавление
23 января 2001 года

Человек-оркестр

Он умеет играть на баяне и жалейке, волынке и владимирском рожке, на кувиклах и башкирском курае, на балалайке и гуслях, на ксилофоне и даже на кокосовом орехе. Подойдет к колоколам и такой праздничный звон из них извлечет, что только диву даешься. Человек-оркестр, да и только! Музыкальные инструменты - это его любовь и страсть. Кабир Ямилов, художественный руководитель и главный дирижер оркестра народных инструментов Дворца культуры ЧТЗ, их собирает, делает, ремонтирует, играет на них сам и учит этому взрослых и детей.

- Кабир Александрович, психологи советуют каждые пять лет менять место работы, каждые восемь - переезжать. Вы почти 30 лет занимаетесь одним делом на одном и том же месте. Что бы вы в таком случае ответили на эту рекомендацию?

- Не каждому дано руководить оркестром. У кого не получается, надо что-то менять. А если человек на своем месте, то зачем? Мне по-прежнему интересно заниматься делом, которое я выбрал еще в молодости. Со взрослым оркестром у нас одна программа, с детским ансамблем ложкарей "Уральский сувенир" - другая. Я разработал программу музыкальноэстетического воспитания детей и на базе 18-й и 52-й школ реализовал ее. Начали с простого - освоения игры на ложках, но занимались до кровяных мозолей на пальцах. В любом успехе 99 процентов труда и только один - таланта.

- Я была на юбилейном концерте вашего оркестра народных инструментов. Потрясающе. Это, наверное, огромный труд?

- От напряженной работы у меня болело сердце. Просил спеть бывших солистов оркестра, переписал для них ноты партий. Перед концертом репетировали ежедневно, не менее двух часов. Хотелось доказать, что оркестр по-прежнему работает, сохраняет традиции, заложенные в 1945 году, что ему по плечу сложная программа. Это был настоящий экзамен, который, по словам коллег, мы выдержали с честью.

- Чем вам 2000 год запомнился кроме юбилея? Был ли последний год XX века удачным для вас?

- Год был плодотворным. В свой отпуск я объехал и обошел 14 деревень Челябинской области, три - в Башкортостане. Один раз опоздал на электричку, пришлось ночевать в стогу вместе с мышами. Все это ради того, чтобы пополнить созданный музей национальных музыкальных инструментов новыми экспонатами.

- У вас нет своей автомашины?

- Вот где наша машина, - Кабир Александрович обвел глазами стены комнаты-музея, на которых уже нет свободного места, и продолжил: - Кто-то дарит, а кто-то продает. Коран учит делать добро. В музее уже около 2000 экспонатов: адыгейские, греческие, русские, украинские, якутские, марийские, чувашские и другие национальные музыкальные инструменты 27 народов и народностей, национальные костюмы, около сотни полотенец с различной вышивкой (среди них есть домотканые), коллекция самоваров и так далее. Одно полотенце женщина отдала, хоть оно и было семейной реликвией. Когда ее семью репрессировали и выселяли, она полотенцем обмотала себя.

- Бывает так, что возвращаетесь пустым?

- Нет, хоть одну старинную вещь, но всегда привожу. Однажды всю деревню уже обошел - и ничего, а в самом последнем доме меня ждал самовар с очень необычными ручками. Вон тот бубен за два литра спирта достался. Когда удается что-то приобрести ценное, лечу домой как на крыльях! А сколько писем я написал в различные города России и стран бывшего Советского Союза!

- А какие экспонаты в музее были первыми?

- В 1973 году я организовал первый ансамбль ложкарей. Инструментов не хватало. Сделал самодельные: бачок с горохом и пастуший хлыст. Потом стал искать нужное, и меня затянуло. Я, видимо, по натуре коллекционер. Когда учился в Челябинском институте культуры, собирал открытки с репродукциями картин различных художников. Собрал около двух тысяч. Используя свои экспонаты, я в прошлом году организовал три выставки с презентациями. Первая рассказывала об искусстве кружева, вышивки и ткачества, вторая - посвящалась деревянной расписной посуде и ложкам, а третья - гончарному искусству. На этот год запланировал выставку "Быт, обычаи, традиции татарской и башкирской культуры".

К каждой выставке основательно готовлюсь. Хожу по базарам, рынкам, завожу разговоры с бабушками - так и натыкаюсь на что-то интересное. Изучаю большое количество литературы с помощью жены Лары - она библиотекарь-библиограф по профессии.

- Кабир Александрович, со своими коллективами вы занимаетесь здесь же?

- Это большое помещение и выделялось под оркестр, а потом постепенно стало и музеем. Многие экспонаты хранятся уже в моей мастерской и в шкафах. Мне обещают выделить три комнаты под музей на первом этаже Дворца культуры, но когда это еще будет? И не очень безопасно его там размещать. Главное же - ему нужен офисный статус, нужны штатные работники, хотя бы один на первое время. Нужна научная классификация и описание экспонатов. Нужно, чтобы кто-то занимался ремонтом музыкальных инструментов. Мне все труднее справляться с этим большим хозяйством. Но среди такого обилия предметов культуры разных времен дети лучше настраиваются на восприятие и усвоение музыки. Здесь все можно показать, продемонстрировать звучание каждого инструмента.

- Опыта воспитания вам не занимать, ведь вы отец четырех дочерей и дед трех внуков. Вам нравится роль деда?

- Внуки - это, конечно, здорово! С ними интересно. С ними надо заниматься, только вот времени на это общение маловато.

Татьяна ЗЮЗИНА

Поиск В начало
Технология и дизайн © 2000 ЗАО "ИНТЕРСВЯЗЬ"
Размещено на сервере www.chelpress.ru